Кольцо клеопатры подарок марка антония: Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж

Красивейшая женщина Древнего мира. Великая царица Египта, имеющая божественное происхождение. Непревзойденная любовница, способная околдовать любого мужчину — будь он даже Цезарем. Таинственный и притягательный образ Клеопатры до сих пор таит много загадок и очаровывает вот уже более двух тысяч лет.

—————— Один из портретов царицы Клеопатры VII —————————————

Историки древности, наблюдавшие жизнь Клеопатры, были так ею впечатлены, что не сомневались в магических способностях этой женщины. Но если внимательнее почитать древние тексты, ни в одном из них египетская царица не называется красавицей. Восхваляются лишь ее острый ум и решительность, а также блестящая образованность. Клеопатра знала семь языков и даже писала философские трактаты и труды о мерах и весах. К тому же она была непревзойденным знатоком в области женских искусств — знала особые секреты приготовления косметических снадобий (и ядов!), в совершенстве владела искусством одеваться и выбирать украшения.

Именно это умение Клеопатры преподнести себя и талант создавать при помощи костюма и драгоценностей незабываемый образ превратились позднее в миф о ее непревзойденной красоте. В наши дни это назвали бы хорошей работой стилиста 🙂

По словам современников, царица никогда не расставалась с украшениями. Меняя их в течение дня, она даже ванну принимала в драгоценностях. Их задача была не только в том, чтобы украшать Клеопатру, они также выполняли роль оберегов. Во многих традиционных культурах до сих пор женщина не считается одетой и защищенной от злых духов, если на ней нет колец, серег, браслетов, украшения для волос и ожерелья.

————— Древнеегипетская золотая диадема, украшенная символами царской власти —————

Драгоценности египетской царицы упоминаются во многих легендах о Клеопатре. Чего стоит известная история о бесценной жемчужине, растворенной в уксусе, или об удивительных аметистах, не позволяющих своей хозяйке пьянеть на пирах.

Когда мы пытаемся представить себе образ легендарной царицы, мы неизбежно вспоминаем великолепные голливудские экранизации. Фильмов на эти сюжеты снято немало, но два из них затмили всех — это «Цезарь и Клеопатра» 1945 года с Вивьен Ли в главной роли, и «Клеопатра» 1963 года с Элизабет Тейлор.

Следуя устояшемуся мифу о Клеопатре, на роль царицы выбирались главные красавицы Голивуда. Их костюмы и украшения были фантастически роскошными. А фильм с Элизабет Тейлор до сих пор считается самой дорогой постановкой за всю историю кино.

При этом украшения киногероинь не были полностью вымышленными — художники по костюмам старались копировать головные уборы и костюмы Клеопатры, известные по ее портретам.

———— Головной убор Вивьен Ли и его первоисточник — алебастровый портрет Клеопатры ———-

——— В этом случае источником вдохновения стал головной убор другой царицы — Меритамон ———

Еще более впечатляющий образ Клеопатры был создан Элизабет Тейлор, над египетским гардеробом которой (и особенно над украшениями) работала целая армия художников, костюмеров и декораторов. Устоять перед короной Меритамон они тоже не смогли, и венец из кобр вновь появляется на голове голливудской Клеопатры.

———— В течение фильма Элизабет Тейлор меняла множество костюмов и украшений ————————————

Сохранившиеся после съемок «Клеопатры» костюмы Элизабет Тейлор долгое время экспонировались на выставках, и не так давно были проданы с аукциона в частные коллекции. Например, вот этот бутафорский головной убор царицы с короной из змей ушел с торгов за 100 000 долларов.

В частной коллекции теперь находится и колье, которое Элизабет Тейлор надевала в нескольких сценах — его металлические детали расписаны эмалями и закреплены на основании из льна телесного цвета.

Более чем в 3000 долларов был оценен на торгах еще один головной убор для роли Клеопатры в виде сокола, распростершего крылья. Он искусно выполнен из позолоченой кожи, каждое перо сделано вручную и закреплено особым образом с помощью золотой проволоки, сохраняющей форму этого необычного украшения.

Для «Клеопатры» 1963 года был заказан и этот необычный пояс в виде змеи, призванный подчеркнуть формы Элизабет. Заказ выполнила известная марка винтажной бижутерии «Joseff of Hollywood», чьим основным бизнесом как раз являлось создание украшений для голливудских исторических фильмов.

Роль Клеопатры оказалась знаковой для Элизабет Тейлор. И хотя актриса не получила заветного «Оскара» за этот фильм, да и сама постановка из-за фантастического бюджета едва не разорила компанию «20th Century Fox», не принеся ожидаемой прибыли в прокате, именно эта экранизация создала самый впечатляющий воображаемый портрет великой царицы Египта.

Мало кто знает, что роль Клеопатры в этом фильме могли сыграть и другие актрисы — переговоры велись с Бриджит Бардо, Софи Лорен и Одри Хэпберн, и все актрисы ответили согласием. Когда во время съемок Элизабет Тейлор не на шутку заболевает, продюсеры начинают рассматривать новую кандидатуру на главную роль — Мерилин Монро. Но именно Тейлор было суждено остаться в истории кино самой известной Клеопатрой.

Тридцать лет спустя Элизабет Тейлор вернется к ювелирной истории египетской царицы — она создаст коллекцию украшений в стиле Клеопатры по заказу компании «Avon», которая на рубеже 1980-1990-х годов выпускала лимитированные серии люксовой бижутерии по эскизам известных дизайнеров своего времени.

В наши дни эта винтажная бижутерия великолепного уровня работы, покрытая 24-каратной позолотой, является предметом охоты для колекционеров. Элизабет Тейлор создала всего три предмета в этой египетской серии — браслет, кольцо и клипсы с подвесками.

Когда я впервые увидела их вживую, была поражена — насколько эти украшения подобны экспонатам Каирского музея (самой известной сокровищницы древнеегипетских золотых украшений, включая драгоценности Тутанхамона). Я давно стремилась заполучить эти украшения и знала о том, что Элизабет принимала участие во всех технологических моментах их разработки и даже внимательно контролировала вес изделий, но не могла оценить это по-настоящему, пока не взяла в руки кольцо и браслет. Обладая коллекцией великолепных драгоценностей, Элизабет хорошо знала вес золота и настоящих драгоценных камней. Эти браслет и кольцо весят ровно столько же, сколько весили бы такие украшения из чистого золота.

————- Браслет и кольцо, созданные Элизабет Тейлор по мотивам «Клеопатры» —————-

От рассказов Плутарха до средневековых легенд… От масштабных голливудских постановок до сверкающего аметистовым кристаллом кольца на руке… Так затейливо протягивается удивительная нить истории — от египетских берегов и Клеопатры VII Филопатор, последней царицы из рода Птолемеев, до шкатулки с винтажными украшениями. Возможно — вашей?

Кто знает, может и правда Марк Антоний любил Клеопатру…(?)

Марк Антоний (лат. Marcus Antonius; 14 января 83 до н. э., Рим — 1 августа 30 до н. э., Александрия Египетская) — древнеримский политик-цезарианец и военачальник, триумвир 43-33 гг. до н. э., трижды консул 44 до н. э., 34 до н. э. и 31 до н. э., квестор 51-50 гг. до н. э.
Отцом Марка Антония был Марк Антоний Кретик, матерью — Юлия Антония. В юности Антоний отличался пьянством, транжирством и часто разгуливал по улицам вместе со своими братьями и друзьями, попадая в различные драки. Разыскиваемый кредиторами, Антоний бежал в Грецию, где какое-то время слушал философов и риторов. Вскоре сирийский проконсул Габиний назначил его начальником конницы. Антоний отличился в походе против Аристобула II в Иудее, равно как в Египте, где он содействовал вступлению на престол Птолемея XII Авлета. В 54 Антоний прибыл к Цезарю в Галлию, где с его помощью получил квестуру.,после смерти Цезаря занял его место,не только в правлении Римом но в обьятиях Клео..

На свете правили и другие знаменитые царицы, но Клеопатра — уникальна
последняя из фараонов и первая из дам-политиков,а еще — дипломат, полиглот, математик, соблазнительница и чудовище в одном лице

сохранились свидетельства современника, который пишет, что она назначала смерть ценой своей любви, и нашлись мужчины, которых такое условие не испугало, за ночь, проведенную с Клеопатрой, безумцы-обожатели платили своей жизнью, а наутро их головы выставлялись перед дворцом соблазнительницы
Она родилась в 69 году до н. э. и происходила из замечательного греческого рода Птолемеев. Родители Клеопатры — фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V
Клеопатра VII получила прекрасное образование — она изучала философию, математику, литературу, играла на разных музыкальных инструментах и свободно говорила на восьми языках. Царица была первой из фараонов династии Птолемеев, кто мог изъясняться по-египетски, была умной, властолюбивой, обаятельной, дерзкой, проницательной женщиной, была автором книг по философии, единицам веса, измерений и монетной системе, а также книг о прическах и косметике.

Владычица прибыла на корабле, одетая в костюм Венеры. Ее окружали морские нимфы, фации и купидоны. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, с позолоченной кормой, посеребренными веслами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках под звуки нежнейшей музыки. Когда сумерки сгустились, на корабле зажглась грандиозная иллюминация. Антоний — этот гуляка, храбрец, любимец солдат и женщин — был сражен великолепным спектаклем! Вместо гневных речей и угроз сделать Египет одной из провинций Римской империи от обомлевшего Антония последовало приглашение отобедать вдвоем. Клеопатра в ответ пригласила его на борт и устроила на корабле, засыпанном лепестками роз, четырехдневный пир. Затем последовало приглашение в ее столичную резиденцию.

В назначенный час храбрый римский воин прибыл во дворец в Александрии, украшенный с необыкновенной роскошью. Пир был великолепным. И римский сибарит, когда-то подаривший дом своему повару за хорошо приготовленное блюдо, готов был бросить к ногам обольстительницы весь мир.
Он отошел от государственных дел. Всю зиму в столице Египта продолжались оргии и сомнительные развлечения. «Александрийская куртизанка» не оставляла любовника без присмотра ни днем, ни ночью, превратившись в сладо-страс т ную вакханку и потворствуя его грубым инстинктам. Она пила наравне с ним, цинично выражалась, отвечала ему бранью и кулаками. Ничто не доставляло такого наслаждения грубому римлянину, как быть битым крошечной ручкой царицы. Кроме того, она с помощью близких друзей постаралась каждый день сделать неповторимым. Каждое утро и на весь день Клеопатра придумывала развлечения — настоящий театр удовольствий с ежечасно обновляемым репертуаром. Иногда любовники надевали одежду простолюдинов и бродили по улицам города, устраивая розыгрыши и потасовки.

В 37 году до н. э. Марк Антоний начал очередную военную кампанию, на этот раз против Сирии. Но, вступив на азиатский берег, он сразу же послал за Клеопатрой, и вскоре любовники наслаждались в объятиях друг друга. Египетская царица по просьбе Антония заодно доставила припасы для его армии. В обмен на ее согласие выделить средства на парфянскую кампанию Марк Антоний отдал ей часть территории Финикии и северной Иудеи, а также узаконил брак и детей. В положенное время у них на свет появился еще один наследник — Птолемей Филадельфиус.
В 34 году до н. э. римлянин отправился воевать в Армению. Этот поход закончился спустя несколько недель победой Антония. Отпраздновать триумф, а заодно и реорганизацию Сирии полководец решил в Александрии, рядом с Клеопатрой, тем самым нанеся оскорбление всему римскому народу.

Полководец и правитель то впадал в уныние, то был несдержан. Когда он гневался, египетская царица исчезала с его глаз, что мгновенно приводило его в чувство. А потом она возвращалась с редким вином или вдохновленная идеей грандиозного праздника. С помощью таких методов Клеопатра избегала скандалов и накрепко привязала к себе Марка. И он до конца жизни остался с египтянкой.Этот союз оказался выгодным и Антонию, и Клеопатре. Марку в его борьбе за власть в Вечном городе необходимы были египетские богатства, а для Клеопатры это был еще один шанс стать правительницей римского государства,благодарю этому союзу обеспечивала тем самым 20-летнюю независимость Египта от римлян.
интерФакты —
-согласно словам Плутарха, по окончании пиршеств в честь Марка Антония царица дарила важным гостям паланкины вместе с рабами-носильщиками, а менее важным – лошадей в золотой сбруе,
-когда Марк Антоний приглашал царицу на 1-ю встречу, она пару раз отказывала. В то время Клеопатра строила корабль с алыми парусами, усыпанный лепестками роз, чтобы поразить полководца
-расточительство царицы не имело границ, а ее богатства казались несметными. Именно поэтому древние алхимики считали, что Клеопатра владела философским камнем, превращающим металл в золото
-согласно словам медика Галена, Клеопатра увлекалась косметологией
-согласно историческим фактам, Клеопатра собирала всевозможные ядовитые снадобья и часто спускалась в темницу, чтобы там проводить свои эксперименты на осужденных преступниках
-после поражения при Акциуме Марк Антоний и Клеопатра создают «Союз смертников» и клянутся умереть вместе. 1 августа 30-го года до н.э., узнав о ложной смерти Клеопатры, Марк Антоний бросается на меч
-согласно одной из версий, в гробницу к царице, охраняемую стражниками Великого понтифика Октавиана, проник крестьянин с горшком смокв. Именно в этом горшке была кобра, убившая царицу…

Любила ли о на Марка — прежде всего она женщина конечно любила,но после себя и своей власти…
Любил ли Марк её —
-к её ножкам было брошено почти все завоевания и земли римлян,он приказал чеканить монету с профилем Клеопатры, а на щитах легионеров выбивать ее имя
Раздаривал ее детям завоеванные области. Так Клеопатра и Цезарион, ее сын от Цезаря, получили в совместное правление, помимо Египта, Кипр, Ливию и Келесирию. Старшему сыну Антония и Клеопатры, Александру, были отданы Армения, Мидия и Парфянское царство, его сестра-близнец Клеопатра получила Кирену, а их младший брат Птолемей V- Финикию, Сирию и Киликию. Цезариона объявили «царем царей»,
а Клеопатру — царицей царей она официально приняла имя Новой Изиды
и давала аудиенции, облаченная в костюм богини, в облегающем одеянии и короне с ястребиной головой, украшенной рогами коровы.

такие поступки и подарки делает только потерявший от любви голову мужчина!!!

Антоний, отрекшись от Рима, стал почти царем Египта

спасибо за вопрос!
Доброго!

как жила легендарная Клеопатра: Явления: Ценности: Lenta.ru

«Лента.ру» продолжает цикл статей о роскошной жизни диктаторов и правителей. В прошлый раз мы рассказывали о Чингисхане. Одни называли его «покорителем Вселенной». Другие считали тираном, безжалостным и беспощадным захватчиком. Считается, что в наши дни великий полководец был бы миллиардером, заткнувшим за пояс самого Билла Гейтса. Не уступала ему и египетская царица Клеопатра, самая яркая и могущественная женщина античного мира, о которой на этот раз пойдет речь. Любвеобильная и сладострастная, эта женщина сводила мужчин с ума. За одну ночь с ней они были готовы отправиться на смерть. В жизни великих римских полководцев Гая Юлия Цезаря и Марка Антония встреча с Клеопатрой сыграла роковую роль.

«В ней не было ничего женственного, кроме тела и хитрости. Свою внешность, таланты, всю себя Клеопатра подчиняла холодному расчету, думая об интересах государства или своих личных выгодах. Она была слишком эгоистична и независима», — так описывал египетскую царицу один из историков.

В большинстве фильмов Клеопатру представляют роковой красавицей, от встречи с которой мужчины сразу же теряют голову, ведь за одну ночь с ней многие, не задумываясь, отдавали свои жизни.

На самом деле царица, хотя и была дамой соблазнительной, но далеко не красавицей. Современники описывают ее как женщину невысокого роста и несколько полноватую. При этом у Клеопатры была смуглая кожа, узкие губы и большой широкий нос.

Знаменитый историк Плутарх писал, что «красота этой женщины была не той, что поражает с первого взгляда и считается несравненной». «Ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью ее речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении накрепко врезался в душу. Сами звуки ее голоса ласкали и радовали слух», — рассказывал он.

В настоящее время о секретах ее молодости по-прежнему слагают легенды. Клеопатру считают одним из великих «косметологов Востока», поэтому ее образ хорошо раскупается. В настоящее время модно говорить о разных средствах, подчеркивая, что «так делала сама Клеопатра». Считается, что она принимала ванну, в которую добавляли подогретое молоко и мед, от этого кожа царицы была столь бархатистой. В качестве скраба «Клеопатра использовала сливки, в которые добавляли морскую соль».

Доподлинно известно лишь то, что все наряды царицы были украшены драгоценностями, служанки подводили Клеопатре глаза, красили ей ногти, ладони и стопы хной, наносили на губы особый растительный бальзам и надевали парик. Она любила дорогое убранство дворцов, шикарную одежду и украшения. Любимым драгоценным камнем Клеопатры считался изумруд. Так, желая наградить кого-нибудь из своего окружения, она дарила ему этот камень, на поверхности которого был высечен ее портрет.

Царица по праву считается одной из самых образованных женщин своего времени. Ее познания в литературе, искусстве, политике, философии поражали собеседников. Обладающая удивительной грацией и изяществом женщина прекрасно играла на лютне и арфе, пела и танцевала.

Помимо этого, Клеопатра знала семь языков, поэтому редко прибегала к помощи переводчиков, предпочитая лично общаться с иностранцами.

Правительница Египта прилагала много усилий для того, чтобы вернуть ему былое могущество. В непростой для страны период она на некоторое время смогла добиться независимости от Римской империи. При этом сама Клеопатра происходила из греческого рода. Александр Македонский подарил ее предкам земли в Египте, где они и обосновались.

Первым супругом будущей царицы Египта стал ее тринадцатилетний брат Птолемей Дионис. Именно ему и шестнадцатилетней Клеопатре отец завещал престол. Рассказывали, что для удовлетворения своих желаний правительница завела большой гарем, в котором жили молодые и красивые мужчины. В то время это не считалось чем-то зазорным.

Казалось, Клеопатра и ее брат могли спокойно царствовать, однако против царицы зрел заговор, во главе которого встал учитель Птолемея по имени Пофин. Он мечтал, что с воцарением своего воспитанника станет реальным правителем Египта.

В столице Египта — Александрии — не без активного участия Пофина поднялся бунт. Жизни Клеопатры угрожала серьезная опасность, поэтому прихватив нескольких слуг, она бежала из дворца.

Узнав о распрях в Египте, в дело решил вмешаться Цезарь, попутно собрав с египтян очередные долги. На встречу с римским императором явился только Птолемей, принявшийся жаловаться на сестру. Удивленный отсутствием Клеопатры Цезарь приказал отправить к ней гонца.

Она понимала, что ей просто необходимо увидеться с римским императором, однако не знала, как попасть в Александрию, где разъяренная толпа сразу же была готова ее убить. Тогда царица вместе с соратником на лодке приплыла к столице. Она завернулась в мешок, а ее сподвижник, прикинувшись рыбаком, смог пронести ее во дворец.

Пораженный такой хитростью и обнаженной фигурой красавицы, Цезарь без памяти влюбился в Клеопатру. Очевидцы потом рассказывали, что первая встреча 52-летнего римского императора с 20-летней египетской царицей продолжалась до самого утра.

Произошло то, чего так боялись брат Клеопатры и его учитель — римский император был готов на все ради возлюбленной. В результате Птолемей утопился в Ниле, а Пофин бежал. В Александрии воцарилось спокойствие. Чтобы не раздражать египтян, Цезарь выдал Клеопатру за ее второго брата Неотероса, однако этот брак был фиктивным, женщина стала править Египтом, оставаясь при этом любовницей Цезаря.

В благодарность за это она устроила римскому императору путешествие по Нилу. В течение двух месяцев влюбленные плавали на роскошном корабле в сопровождении десятков судов.

Император вернулся в Рим, а через некоторое время у Клеопатры родился от него сын. Вместе с ним и своим мужем царица в окружении огромной свиты приехала к Цезарю, где ей был устроен торжественный прием: кортеж золотых колесниц, тысячи рабов, которые вели гепардов и ручных газелей. Сама царица Египта восседала на золотом троне, который несли рослые мускулистые рабы. Она была одета в расшитое драгоценными камнями платье, а ее голову обвивала золотая змея.

У Цезаря было много любовниц, однако ни одна из них не удостаивалась подобной чести. В Риме Клеопатру невзлюбили, прозвав «александрийской куртизанкой». Народ почувствовал себя оскорбленным, когда в храме Венеры по приказу влюбленного императора установили золотую статую Клеопатры и стали воздавать ей божественные почести.

Египетская царица вместе с сыном поселилась на вилле императора на берегу Тибра. Все свободное время Цезарь проводил вместе с ней. Так, практически не покидая эту резиденцию, Клеопатра более года прожила в Риме с императором.

По городу поползли слухи, что своим наследником Цезарь хочет провозгласить сына египетской царицы. Против римского императора созрел заговор, который привел к убийству правителя.

Пораженная гибелью Цезаря Клеопатра бежала из города. В Александрии через год после этого скончался ее муж. В причастности к его смерти подозревали царицу, однако вину ее так и не смогли доказать. Женщина становилась единовластной правительницей Египта. Своим наследником она объявила сына, четырехлетнего Цезариона.

Клеопатра понимала: царицей Египта она сможет остаться только в том случае, если обольстит полководца Марка Антония. Она решила завоевать сердце римского воина во что бы то ни стало. Его пригласили на специально построенный для этой встречи корабль из дорогой древесины с алыми парусами. Все вокруг так и сочилось роскошью. Главным украшением судна стала сама Клеопатра. Увидев женщину, полководец потерял голову.

Очевидцы рассказывали, что с ним Клеопатра вела себя иначе, чем с Цезарем. Если с римским императором она всегда была остроумной, очаровательной, изящной, рассуждала об искусстве, литературе и политике, то с Антонием вела себя как куртизанка низкого сорта: нецензурно выражалась, много пила, пела эротические песни. Грубому римлянину нравилось, когда иногда по вечерам они переодевались и бродили по улицам Александрии, ругаясь с пьяницами и посещая притоны.

Клеопатра использовала все средства для обольщения Марка Антония. Безумно влюбленный в нее мужчина делал для нее все, чего бы она ни пожелала. Главным было то, что Рим признал Цезариона законным наследником египетского престола.

У пары родились трое детей. Периодически Марк Антоний возвращался в Рим, к своей законной супруге Октавии. Однако после очередной маленькой победоносной войны решил отпраздновать победу не в Риме, а в Александрии со своей «нильской сиреной». На родине посчитали, что этим он оскорбил свой народ. Но ослепленный любовью воин думал только о своей возлюбленной.

А она в свою очередь была озабочена лишь тем, как добиться еще большей власти в Египте. На этот раз божественной. Царица официально приняла имя «Новой Изиды». На публике она теперь появлялась в костюме богини — в облегающем одеянии и короне с ястребиной головой, украшенной рогами коровы. Царем Египта фактически становится Марк Антоний, отрекшийся от своей родины и решивший развестись с оставшейся в Риме женой.

Разгневанный брат супруги Антония, Октавиан, решил пойти на Египет войной. Армия Марка Антония и Клеопатры превосходила римлян по численности, поэтому увлеченные друг другом возлюбленные потеряли бдительность — римляне одержали полную победу.

Виновницей поражения Марк Антоний посчитал свою египетскую любовницу. Он стал избегать встреч с ней. Говорили, что тогда Клеопатра впервые задумалась о самоубийстве. Она приказала построить на берегу моря усыпальницу, в которой ее могли бы впоследствии сжечь со всеми ее драгоценностями. Впрочем, тогда умирать она вовсе не собиралась.

Заботясь о собственном спасении, втайне от Марка Антония она посылает гонца с щедрыми подарками к Октавиану. Клеопатра уверена: ей удастся влюбить в себя и его. Тайно сбежав из дворца с двумя верными рабынями, она приказывает передать бывшему возлюбленному, что она умерла. Услышав о смерти Клеопатры, римский воин в отчаянии, обезумев от горя, бросается на свой меч.

Узнав об этом, египетская царица тоже впадает в отчаяние. Теперь она мечтает увидеть Марка Антония живым или мертвым. В тот момент римлянин, потерявший много крови, еще был жив. Встреча с Клеопатрой придала ему сил на несколько мгновений, однако вскоре он умер у нее на руках.

Царица вернулась в свой дворец и попыталась договориться с победителями. Уверенная в своих чарах, на этот раз она потерпела горькое поражение. Октавиан, известный своими любовными похождениями, не впечатлился, увидев 37-летнюю правительницу.

Более того, Клеопатра узнала, что ее собираются провести в цепях, как рабыню, за колесницей Октавиана. Тогда она решила свести счеты с жизнью.

«Эти запястья созданы для того, чтобы носить драгоценности, а кандалы (…) — для плебеев и преступников (…) Никогда царице Египта не быть побежденной», — считается, что именно эти слова за несколько минут до смерти произнесла Клеопатра.

В этот день она закатила роскошный пир для победителей. Во время застолья женщина удаляется в свою спальню. После этого версии разнятся. Согласно одной из них, тонкие пальцы бывшей правительницы ловко скользнули в иссиня-черные шелковистые волосы, и царица вынула из прически украшенную драгоценностями золотую шпильку, в которой находился яд.

Согласно другой версии, верные служанки женщины принесли ей корзину с инжиром, где сидела ядовитая змея. Своей шпилькой царица уколола животное, которое зашипев от боли, ужалило Клеопатру. Такой добровольный уход из жизни в то время в Египте не только не порицался, но и считался чем-то вроде добродетели.

Через некоторое время слуги Октавиана нашли бездыханное тело царицы Египта на ложе, отделанном золотом. Клеопатра стала последней царицей Египта. Ее смерть совпала с закатом величия этой страны. Некогда могущественная империя превратилась в одну из римских колоний. Вероятного претендента на власть вскоре после этого казнили. А саму царицу Египта Октавиан приказал похоронить с огромными почестями рядом с Марком Антонием.

Клеопатра и Марк Антоний. Древний Египет

Клеопатра и Марк Антоний

После смерти Цезаря власть в Риме разделили два его «наследника»: Октавиан взял под свое управление Запад империи, а Марк Антоний – Восток. Выбор Клеопатры пал на Марка Антония, лучшего по тем временам римского полководца. Надо отметить, что Марк Антоний, судя по описаниям, был человеком простым, грубоватым, любителем выпить и покутить, из-за чего на Востоке его окрестили Дионисом. Воспользовавшись этим, Клеопатра сумела представить свой визит к наместнику Востока так, что прошел слух, будто «сама Афродита шествует к Дионису на благо Азии».

Когда Антоний звал Клеопатру на первую, так сильно необходимую ей встречу, она несколько раз откладывала рандеву, рискуя, что тот в конце концов махнет на нее рукой. Но в это время по приказу Клеопатры тайно строился грандиозный корабль-сюрприз. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках под звуки нежнейшей музыки.

Когда Антоний пришел в себя от потрясения, сумерки сгустились и на корабле зажглась грандиозная иллюминация. У полководца вновь перехватило дыхание, и он еще до переговоров понял, кто из них двоих главный и великий. Клеопатра покорила римлянина, пустив в ход все свои женские чары, и даже ходили слухи о колдовских настоях и напитках, приготовленных по магическим рецептам фиванских жрецов. Римский историк Аппиан дает этой встрече такую оценку: «Клеопатра, царица Египта, встретилась с ним и сразу, с первого взгляда, завладела его сердцем. Эта любовь довела до крайних бедствий их обоих, а за ними и весь Египет».

Но до «крайних бедствий» было еще далеко, а пока Клеопатра стремилась обеспечить себе могущественного защитника от соседних стран. Видимо, она еще не перестала мечтать о двойной короне Запада и Востока, которую с ней мог разделить лишь Марк Антоний. Этот союз был выгоден и Антонию, и Клеопатре. Антонию в его борьбе за власть в Риме необходимы были египетские богатства, а для Клеопатры это был еще один шанс стать правительницей Римского государства.

Прославившийся на весь мир роман полководца и царицы, собственно, и послужил источником последующих сплетен. Безусловно, здесь не было благородства и возвышенности, отличавших отношения Клеопатры и Юлия Цезаря. Но царица, прекрасно понимавшая человеческую натуру, не могла не видеть культурного уровня и интересов своего возлюбленного и охотно подыгрывала ему. Историки упоминают и пышные пиры, в которых проводила время царственная чета, и их забавы – вроде прогулок в одежде простолюдинов по ночному городу.

Однажды Антоний сидел у воды с удочкой, клев был никудышный, и он сердился, что его Клеопатра видит, какой он неудачливый рыболов. Тогда Антоний приказал слугам незаметно подплывать под водою и насаживать на крючок рыб. Клев пошел лучше. Царица, конечно, поняла, что ее обманывают. Египтянка разгадала его хитрость, но виду не подала. На следующий день она подготовила хитрость, велев одному из рабов нырнуть и насадить на крючок Антония вяленую рыбку. Антоний вытянул лесу под общий хохот друзей царицы. Клеопатра сказала: «Удочки, император, оставь нам, египетским фараонам. Твой улов – города, цари и материки».

Клеопатра применяла ту же тактику, что и с Цезарем: всегда стремиться к новизне, тонко льстить, удивлять, быть ни на кого не похожей, изобретать события жизни. Египтянка заманила Марка Антония к себе в Александрию как раз тогда, когда море было закрыто для навигации, Антоний просто не мог вернуться в Рим. Тут-то и устроила ему царица «зимние каникулы». Она создала кружок из двенадцати близких друзей – «Общество неподражаемого образа жизни». Эти люди старались сделать каждый день таким, чтобы его никто не мог повторить. Им подавали изысканные яства в огромных количествах. От каждого кушанья пирующие отведывали самую малость и запивали лучшими египетскими и заморскими винами. Молва об этом гастрономическом безумии дошла и до Рима. Между переменами блюд – песни, музыка, знаменитые артисты. Нередко участники этих пиров переодеваются и обходят притоны. «Нильская сирена» Клеопатра, как ее называли римляне, сбила полководца с пути. Каждое утро и на весь день она придумывала наслаждения – настоящий театр удовольствий с ежечасно обновляемым репертуаром. Восемнадцать месяцев Антоний купался в этой жизни. Очарованный, он постепенно забывал свою Октавию и Рим.

Кстати, знаменитый миф о растворенной в уксусе и выпитой жемчужине – более позднего происхождения. По этой легенде, Клеопатра заключила с Антонием пари, что сможет истратить на один ужин огромную сумму. Третейским судьей выбрали некоего римлянина. Ужин, столь же пышный, как и обычно, подходил к концу, но счет еще не доходил до оговоренной суммы. Антоний уже радовался предстоящей победе, но тут царица велела принести кубок с уксусом и бросила в него большую жемчужину (жемчуг растворяется в кислой среде), а затем отпила глоток жидкости, в которой она растворилась. Судья признал ее победительницей.

У Клеопатры родилась двойня – Клеопатра Селена и Александр Гелиос («дочь Луны» и «сын Солнца»). Роман Антония и Клеопатры продолжался почти 14 лет и мог бы иметь счастливое завершение, однако судьба распорядилась иначе. Ослепленный любовью Антоний совершил ряд опрометчивых шагов, раздарив своей египетской супруге и детям большую часть римских владений на Востоке. Октавиан, который уже давно искал повод объявить Египту (и Клеопатре с Антонием) войну, обнародовал в сенате завещание Марка Антония, где римский гражданин и полководец просил похоронить себя в Египте, рядом с царицей, называл своим наследником сына Клеопатры от Юлия Цезаря и признавал за Клеопатрой право не только на Египет, но и на многие другие владения, которыми он ее наделил. Это завещание вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Сенат разрешил Октавиану начать военные действия, но, поскольку гражданская война в Риме была непопулярна, войну объявили не непосредственно Марку Антонию, а Клеопатре.

Они начали готовиться к сражениям: на верфях Сирии и Греции срочно строились линейные корабли, огромные плавучие крепости с металлическими таранами, полководцы Антония набирали и обучали новую армию. И все же победа осталась на стороне Октавиана Августа.

Решающая битва, в которой победил флот Октавиана, произошла в 31 году до н. э. у мыса Акций, возле берегов Западной Греции. Клеопатра настояла на том, чтобы войну решила битва на море. Во-первых, она больше доверяла морю, которое плескалось у стен александрийского дворца. Во-вторых, в случае поражения морем легче всего ускользнуть. В-третьих, на море Клеопатра с египетскими кораблями выступала в роли военачальника, и получила бы немалую долю славы в случае победы, тогда как победу на суше приписали бы Антонию. Клеопатра опасалась, что ее лишат триумфа, который она надеялась разделить со своим супругом. Просчетом Антония было, что он согласился с Клеопатрой. Флот Октавиана состоял в основном из либурн – легких удлиненных судов с двумя рядами гребцов, которые были быстроходнее и маневреннее кораблей Антония.

Битва началась. Вскоре она превратилась в обычную схватку галер. Римляне преследовали, по сути, единственную цель – перевести морской бой в рукопашный. Они перекидывали мостки на палубы вражеских судов. Казалось, что более мощные и многочисленные галеры Антония должны были одержать верх. Но его моряки и воины уступали в подготовке воинам Октавиана. Чтобы заменить раненых, Антонию пришлось наскоро набирать в солдаты греческих крестьян, которым вовсе не хотелось участвовать в этой битве. Римские суда начали теснить строй египетских галер. Правда, исход боя был еще не решен. Но неожиданно позади линии тяжелых судов Антония на одной из египетских галер был поднят пурпурный парус, означавший сигнал к отступлению. А затем и все галеры Клеопатры подняли паруса и направились в открытое море. Клеопатра, видимо, решила, что битва проиграна.

Антоний бежал с поля боя вслед за Клеопатрой. Он пересел на быстроходную галеру, не отдав никакого приказания, ничего не сказав своим воинам. Триста судов из его флота попали в руки Октавиана. Многочисленная сухопутная армия шесть дней ждала возвращения своего вождя, а затем без боя сдалась. Никто никогда не слышал из уст Антония объяснения, что заставило его бросить флот. Своеобразным приговором ему могут служить слова Плутарха: «В этот момент Антоний показал миру, что его поступками перестали руководить мысли и побуждения вождя и мужчины… Антоний, поспешая за Клеопатрой, упустил победу из рук».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Марк Антоний. — ЖЖивой Гомер — ЖЖ

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства,
а в том, чтобы жить согласно с внутренним,
сознаваемым тобой законом.

Марк Антоний


Сегодня, 14 января, исполняется 2097 лет со дня рождения древнеримского политика-цезарианца и военачальника Марка Антония.
Некоторые истории любви бессмертны. А подлинная история любви Антония и Клеопатры одна из самых памятных, интригующих и вечной для всех времен. Подлинная история этих двух исторических персонажей, позднее была поставлена на подмостках театрализованной сцены Шекспиром. И немудрено, ведь отношения Антония и Клеопатры являются настоящей проверкой любви на прочность.

Преемник власти Цезаря и его лучший друг, Марк Антоний, император Рима, вызвал Клеопатру для объяснений в свою главную резиденцию, располагающейся в Анатолии. Весной, 41 года до н.э. она пересекла Средиземное море, чтобы встретиться с ним.

Но когда она увидела Марка Антония, она почти моментально влюбилась в него, впрочем, как и он. Спустя некоторое время император принял её приглашение посетить Египет и прибыл в Александрию, чтобы переждать там зиму в комфорте и приятном климате.

Завязавшиеся отношения между двумя этими влиятельными людьми заметно укрепили позиции Египта в Средиземноморье. Но их любовью были возмущены римляне, которые опасались растущей мощи египтян. Несмотря на все угрозы, Антоний и Клеопатра всё же заключили брачные узы в Антиохии (в Сирии) в 36 до н. э.

Вместе, Антоний и Клеопатра, образовали мощную управляемую силу. Теперь они открыто были вместе, и открыто выступили против Октавиана, соперника Антония, претендующего на власть в Риме. Как римский полководец, с мощной армией в восточных провинциях, Антоний сделал своей новой жене впечатляющий свадебный подарок — большую часть Ближнего Востока. В 34 г. до н.э., он решил провозгласить Клеопатру королевой королей и Цесариной цесарей, совместно правящей в Египте и на Кипре через совместных подвластных повелителей.

В традиции многих восточных империй, Клеопатра и Антоний стали олицетворять собой земных наместников бога. Для греков они представлялись как Дионис и Афродита; египтянам как Осирис и Исида.
Но Октавиан, соперник Антония, имел достаточно сил, чтобы воспрепятствовать этому. Он был кровным родственником Цезаря. Как он мог спокойно смотреть на то, что Антоний занял место его дяди не по праву? В 31 г. до н.э., он объявляет войну Антонию. Решающая битва между армиями Октавиана и Антония с Клеопатрой произошла у мыса Акциум, расположенном на территории Греции, 2 сентября 31 года до н.э.

Точный ход сражения доподлинно неизвестен, но в красивой вымышленной истории сказано, что во время боевых сражения в Акциуме, Антоний получил ложное известие о смерти Клеопатры. Потрясенный новостью, он проколол себя мечом, бросившись на него. В действительности, потеряв часть основного флота, Антоний бежал в Египет, последовав за Клеопатрой. Но королевская чета не смогла избежать нависшего над ними несчастья. В следующем году, когда Октавиан вступил в Египет со своим войском, Антоний покончил жизнь самоубийством, чтобы избежать тюремного заключения, когда все его последние войска перешли на сторону Октавиана. Когда Клеопатра узнала о смерти Антония, она была очень потрясена. Она была захвачена в Октавианом, который ограничил её власть небольшой горсткой охранников, и частью её собственного дворца. Не смирившаяся со смертью своего мужа и своим пленением, с помощью некоторых благосклонных подданных, она контрабандой добыла маленькую ядовитую змею, аспида, припрятав её в своих апартаментах в корзине смоквы.

Затем, Клеопатра приказала своей горничной, чтобы та её оставила одну. Она нарядилась в царские одежды, и лежа на диване из золота, приложила аспида к своей груди. Чуть позже она была найдена уже мертвой. Великая любовь требует больших жертв. Любовь Антония и Клеопатры олицетворяет то, что любовь может быть как жертвоприношения.

Легенды о Марке Антонии и Клеопатре.

Когда Марк Антоний приглашал царицу на 1-ю встречу, она пару раз отказывала. В то время Клеопатра строила корабль с алыми парусами, усыпанный лепестками роз, чтобы поразить полководца.
***

Пари Марка Антония и Клеопатры.
Одно из самых древних пари в истории было заключено между Клеопатрой и Марком Антонием. Царица поспорила, что сможет за один ужин выпить вина на 10 миллионов сестерциев. Марк Антоний с интересом принял это неожиданное пари.Чтобы выиграть Клеопатра должна была пойти на хитрость. В самом начале ужина перед ней поставили бокал с винным уксусом, царица вынула из своего уха огромную черную жемчужину баснословной стоимости и бросила ее в бокал. Карбонат кальция вступил в реакцию с уксусной кислотой и к концу ужина получился дорогой коктейль соответствующей стоимости, который царица и выпила одним эффектным глотком. Марку Антонию ничего не оставалось, как признать победу Клеопатры.

Ученые доказали реалистичность этого события. Профессор Пруденс Джонс из университета Нью-Джерси выяснил, что для того, чтобы растворит в уксусе жемчужину средних размеров нужно около 24 часов. Он предполагает, что египетская царица заранее замочила свою сережку в уксусе и достала ее из уха уже в размягченном виде. Но возможно, что ужин Клеопатры и Марка Антония длился все 24 часа.
***

Случай на рыбалке.
Знаменитая египетская царица Клеопатра была любительницей рыбалки. Однажды Марк Антоний, желая произвести впечатление на свою возлюбленную, нанял ныряльщика, чтобы тот насаживал на его крючок рыбу. Однако Клеопатра разгадала замысел своего любовника и решила его проучить. То, что его замысел раскрыт, Марк Антоний понял, когда вытащил из воды… Уже обработанную (а именно соленую рыбу). Ее насадил ныряльщик, нанятый Клеопатрой.


Джеймс Пьюрфой в роли Марка антония. Сериал «Рим».

Плутарх о Марке Антонии:

«Он обладал красивой и представительной внешностью. Отличной формы борода, широкий лоб, нос с горбинкой сообщали Антонию мужественный вид… Он старался подкрепить свою внешность и своею одеждой: всякий раз, как ему предстояло появиться перед большим скоплением народа, он опоясывал тунику у самых бедер, к поясу пристегивал длинный меч и закутывался в тяжелый военный плащ. Даже то, что остальным казалось пошлым и несносным, — хвастовство, бесконечные шутки, неприятная страсть к попойкам, привычка подсесть к обедающему или жадно проглотить кусок с солдатского стола, стоя, все это солдатам внушало прямо-таки удивительную любовь и привязанность к Антонию. И в любовных его утехах не было ничего отталкивающего, — наоборот, они создавали Антонию новых друзей и приверженцев, ибо он охотно помогал другим в подобных делах и нисколько не сердился, когда посмеивались над его собственными похождениями. Щедрость Антония, широта, с какою он одаривал воинов и друзей, сперва открыла ему блестящий путь к власти, а затем, когда он возвысился, неизменно увеличивала его могущество, несмотря на бесчисленные промахи и заблуждения, которые подрывали его могущество и даже грозили опрокинуть»

Источники:

http://14-february.ru/history_of_love/great_history_of_love/istoriya_lyubvi_antoniya_i_kleopatry.html
http://dnevniki.ykt.ru/kvinlan/458080
http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=3158
http://k-w.ru/fa/ribal/ribal10/
http://strela-las.mirtesen.ru/blog/43383394534/15-interesnyih-faktov-iz-zhizni-Kleopatryi.
http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%E0%F0%E8+%CA%EB%E5%EE%EF%E0%F2%F0%FB+%E8+%CC%E0%F0%EA%E0+%C0%ED%F2%EE%ED%E8%FF/

Несчастливая гречанка. Мифы о Клеопатре, которые вы считали правдой | История | Общество

Юные девушки представляют себе «такую же карьеру, но без трагической развязки», а от людей постарше часто можно услышать «вот была женщина что надо — красива, умна, решительна». Однако образ этот навеян скорее кинофильмами, чем действительным изучением общедоступных фактов. Легенда «о невероятно красивой и чувственной царице, пред которой склонялись сильнейшие мира сего» начала формироваться после смерти. В разные эпохи легенда менялась «под требования времени»: Клеопатра в представлении людей становилась то справедливой правительницей с «рядом успехов на любовном фронте», то образцом «умной красотки при сильном мужчине», то, в конце концов, расчётливой карьеристкой, хорошо «монетизировавшей» природную красоту. В наше время представление о египетской царице выкристаллизовалось во что-то среднее между диснеевской Русалочкой и статуей Свободы: хороша, справедлива, властительна, верна своей любви и жила где-то после Адама, но до Сталина.

Как это часто бывает, в реальности всё гораздо сложнее и в то же время печальнее. На самом деле Клеопатра VII Филопатор была замужем поочерёдно за двумя своими младшими братьями, родила четырёх детей и стала последней представительней своей царской династии. Фактически все «столбы», на которых держится современная легенда о Клеопатре, оказываются мифами.

Миф 1. Египтянка

Клеопатра принадлежала к династии Птолемеев, которая именуется «греческой» или «македонской». Династию основал соратник Александра Македонского и его полководец Птолемей, сын Лага. Легенда даже придаёт ему родство с самим Александром Великим. Так это или нет, но после захвата македонцами Египта Птолемей назначается сатрапом (правителем) этой страны. Он основывает династию, представители которой старались «блюсти чистоту своей крови», проще говоря — женились на своих сёстрах. Есть теория, согласно которой матерью Клеопатры была некая наложница, но в целом национальность её определить легко — последняя представительница Птолемеев была македонянкой, или, если обобщить, гречанкой. К её чести надо сказать, что она была едва ли не единственной представительницей династии, соизволившей учить язык покорного египетского народа.

Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире (Берлинское античное собрание). wikipedia.org

Миф 2. Царица-самодержец

Формально это правда, Клеопатра действительно была царицей Египта. Однако реальной полнотой власти она обладала «периодически», а уж говорить о действительном правлении независимым государством вовсе не получится. Не стоит забывать, что речь идёт об античном мире, где роль женщины была (во всяком случае, официально) второстепенной. Царствовать самостоятельно в Египте Клеопатра не могла. После смерти отца она «делила престол» со своим младшим братом Птолемеем XIII. Официально они были женаты, хотя на практике «мужу» на момент вступления в царство было всего 9 лет, тогда как Клеопатре — уже 17. Тем не менее её попытка править самостоятельно не удалась — прикрываясь именем фараона, царедворцы девушку фактически выгнали из столицы, захватив власть.

На трон неудавшуюся царицу вернул её любовник Гай Юлий Цезарь. Богатый, но уже почти не самостоятельный Египет был «приближённым клиентом» воинственного центра тогдашнего мира — Рима. Цезарь (очень кстати для Клеопатры) навестил Египет в большой компании, как это было принято у римлян, своих друзей — улыбчивых, но хорошо вооружённых легионеров. Брата и мужа опальной царицы свергли, а её посадили на престол, не забыв формально выдать замуж за другого брата — Птолемея XIV. Став незаконной, но фактической женой всемогущего Цезаря, Клеопатра действительно правила Египтом, но только в том русле, который был удобен Риму. Доходило до того, что Цезарь, применявший правило Divide Et Impera («разделяй и властвуй») одновременно и к Клеопатре, и к Египту, откровенно вызывал «самостийную правительницу» к себе в Рим, «поближе».

Период правления царицы после смерти Цезаря хорошо иллюстрирует один факт: оставленные в Египте легионеры без жёсткой руки занимались тем, что грабили местное население до тех пор, пока Рим сам их не вывел из подконтрольной страны. Последующее сожительство с соратником Цезаря, управляющим восточной частью Империи Марком Антонием дало Клеопатре больше власти, но тоже только в тех рамках, что были выгодны «столице мира». Начавшаяся затем гражданская война между Антонием и официальным наследником Цезаря, входившим в эпоху всемогущества Октавианом, повела к катастрофе как саму Клеопатру Седьмую, так и весь Египет.

Миф 3. Несравненная красавица

Самый основательный и наиболее спорный «столб» в создании культа Клеопатры. Картины, посвящённые царице, ещё в эпоху Возрождения изображали гречанку в соответствии со стандартами красоты того времени. При желании можно проследить изменение образа в соответствии с изменениями этих стандартов. Нынешнее восприятие было навеяно скорее фантазией кинематографистов: роли Элизабет Тэйлор и Вивьен Ли окончательно засахарены Моникой Белуччи.

Вивьен Ли, Элизабет Тэйлор и Моника Белуччи в роли Клеопатры. Коллаж АиФ К несчастью, сказать, как именно выглядела Клеопатра, мы не можем. До изобретения фотографии тогда оставалась пара тысяч лет, так что обсуждать приходится лишь бюсты, приближённые по времени производства к жизни персонажа. На тех из них, что идентифицируются именно как бюсты Клеопатры, она предстаёт женщиной с большим, слегка крючковатым носом, узким лбом и толстой нижней губой. Однако наиболее объективно в данном случае — изучить мнения её современников, они уж точно оценивали по тогдашним «стандартам». Писать о египетской царице как о женщине невероятной красоты начинают через пару сотен лет после её смерти. Правда, те же люди пишут и о «небывалой порочности» Клеопатры. В целом, историками большинство этих оценок ставятся под сомнение, хотя они и стоят у истоков создания легенды. Наиболее авторитетным считается мнение знаменитого Плутарха, приводимое им в труде «Сравнительные жизнеописания» (в той части, где рассказывается о Марке Антонии, самостоятельной биографии царица у историка не заслужила). В качестве достоинств Клеопатры он называет «неотразимую прелесть обращения», убедительность речей и невероятно красивый голос. Однако в то же время упоминает, что «красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненною и поражает с первого взгляда». При этом Плутарх максимально приближён к описываемому периоду и считается историком, скорее симпатизировавшим последней представительнице рода Птолемеев. Исследователи чаще всего сходятся во мнении, что главным достоинством Клеопатры были, несомненно, ум и умение находить общий язык (следовательно — подход) с мужчинами. Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.). wikipedia.org

Миф 4. Чувственная и романтичная

Согласно легенде, в покои Цезаря принесли ковёр, в котором была спрятана Клеопатра. Ковёр разворачивали, и она якобы внезапно предстала перед взором могущественного римлянина, который мгновенно оказался поражён её стройностью и невыразимой красотой. Дальше рассказчик легенды должен, видимо, многозначительно замолчать, потому что «детям до шестнадцати…». Тут надо нажать стоп, а потом и «перемотать плёнку назад». Жалея романтические чувства девушек, не станем останавливаться на том, что принесли Клеопатру в мешке для постельного белья. Сосредоточимся на Цезаре. К моменту знакомства с царицей египетской ему было уже за 50. Это был отличный полководец, очень умный политик, хитрый интриган и решительный властитель. Вот только романтичность ему была присуща, скажем так, особенная. Цезарь славился своими многочисленными связями так, что даже ведомые им в бой легионеры распевали: «Прячьте жён, ведём мы в город лысого развратника». Конечно, прелести девушки сыграли свою роль в том, что римлянин поддержал именно её в борьбе за египетский трон. Однако он совершенно расчётливо «делал» её царицей — создал преданного лично ему марионеточного правителя. Видимо, «совмещать приятное с полезным» ему было удобнее всё-таки с двадцатиоднолетней Клеопатрой, чем с её подростком-братом в роли фараона. Впоследствии Цезарь прикажет поставить своей любовнице позолочённую статую, но вот в завещании своём совершенно никак не упомянет ни её, ни их совместного ребёнка Цезариона.

Следующего своего «римского любовника» Марка Антония Клеопатра покорила, конечно, сильнее. Но делать это пришлось основательно и с серьёзной подготовкой. Несколько дней пиров и приёмов, продемонстрировать сказочное богатство в ущерб казне, надарить подарков, найти подход. Антоний оказался «орешком попроще» — поняв, что римлянин неглуп, но скорее храбрый солдат, чем хитрый политик, она выбрала соответствующую линию поведения. Простоватый военный юмор, участие в «хулиганских выходках» — и вот она боевая подруга, да ещё с деньгами. Неважно, что ещё недавно она выбирала — в чью бы именно сторону направить свои объятья, кто окажется победителем в «римской дрязге».

Известный итальянский историк Гульельмо Ферреро подытоживал мнение о Клеопатре словами «совершенно холодная и бесстрастнаяпо природе неспособная к искреннему чувству».                                                     

Ян де Бре, «Пир Антония и Клеопатры», 1669. wikipedia.org

Миф 5. Идеальная жена

Связавшись с Цезарем, Клеопатра развязала войну со своим формальным мужем-братом Птолемеем. Воюя против римлян и их союзников, Птолемей XIII утонул. Наслаждаясь жизнью с Цезарем, царица прибыла в Рим — за время пребывания там она стала объектом раздражения всех врагов, а часто и союзников своего любовника. Чаша оказалась переполнена — группа заговорщиков убивает Цезаря. Клеопатра возвращается в Египет — гибнет её второй формальный муж и брат Птолемей XIV. Считается, что его отравили, а больше всего эта смерть была выгодна (конечно же) Клеопатре.

Во всём поддерживая прихоти Марка Антония, царица Египта отправилась с ним воевать и против Октавиана — будущего императора Августа. Попутно своими интригами она отвратила от Антония многих его соратников. Какова была подготовка (пиры и гулянки), таковой оказалась и война. В решающей морской битве у мыса Акций Клеопатра взяла под командование часть флота Антония — около 200 (почти половина) самых крупных кораблей, снаряжённых в Египте. Сначала эти суда не вступали в бой, стоя в резерве, а когда побеждать начал флот Октавиана, египетские корабли и вовсе покинули место битвы. Вслед за своей возлюбленной помчался и разгромленный Антоний — трагический конец его стал лишь вопросом времени.

Клеопатра на террасах Филе. Картина Фредерика Артура Бриджмена Фото: Commons.wikimedia.org

Миф 6. Умерла, чтобы не жить без любимого

Марк Антоний и Клеопатра в столице Египта теряли надежду на победу и ожидали вторжения Октавиана. Чтобы не скучно было ждать, всё время они проводили в пирах, заодно поклявшись умереть вместе. Правда, когда легионы Октавиана и правда вошли в Александрию, клятва оказалась невыполненной. Антоний действительно бросился на меч, а вот Клеопатра позволила взять себя в плен и, по оценке большинства историков, попыталась провернуть свой коронный трюк. Она якобы попыталась соблазнить Октавиана — наследника своего первого знаменитого любовника и врага второго. Но это сражение было проигрышным изначально. С одной стороны — мать четырёх детей, 39 лет от роду. С другой — не простоватый вояка Антоний, а хитрый, расчётливый и жёсткий властитель.

История Клеопатры закончилась, когда она поняла, зачем Октавиан держит её в живых — чтобы провести на триумфе. В парадном шествии победителя ей предоставлялась роль трофея и музейного экспоната — наряду со слонами и экзотическими растениями. Царица убила себя (и параллельно, возможно, двух своих служанок) с помощью яда — не то змеи, не то спрятанного в одежде. Как бы то ни было, на этом закончилась история Клеопатры, династия Птолемеев и независимость Египта. Победители играть в игры с любовницами и подконтрольными царицами уже не хотели.

«Смерть Клеопатры», картина Реджинальда Артура, 1892. wikipedia.org

P.S. Часто в пользу поддержки мифов о Клеопатре звучит мнение «Её оклеветали победившие враги». Конечно, враги «скорректировали» мнение об этой женщине, однако важно то, что речь идёт о древнем мире. При отсутствии средств массовой  информации трудно было запустить откровенную ложь в толпу людей, являющихся непосредственными свидетелями событий. Поэтому с очевидной скидкой, но всё же стоит доверять мнениям современников Клеопатры VI Филопатор. Во всяком случае, уж куда больше, чем голливудским режиссёрам.

Шесть секретов Клеопатры | Журнал Ярмарки Мастеров

Шесть секретов Клеопатры

Цезаря, очень искушенного в сексе, невозможно было надолго привязать к одной юбке. А Клеопатра не блистала красотой. Ее портрет: глубоко посаженные глаза, орлиный нос-клюв, выпирающий подбородок. Конечно, Клеопатра, как всякая восточная женщина, знала массу эротических приемчиков, но не они были главным магнитом…

На свете были и другие царицы с таким именем, но Клеопатра — только одна. Последняя из фараонов. Первая из дам-политиков. Дипломат. Полиглот. Математик. Красавица и чудовище в одном лице.

Она имела все, что хотела, — любовь, власть, богатство, престиж. Потому что знала хитрость: цель достичь легче, если ее «обмануть». Внутренне сконцентрироваться на нужном результате, а внешне вести себя расслабленно. Мол, не всерьез я действую, а играючи! Таков метод «парадоксального намерения». С помощью игры Клеопатра могла добиться многого. Шесть секретов Клеопатры:

Первый секрет — Умственные игры. Чтобы не пускать свою жизнь на самотек, надо все время выстраивать возможные события в голове, придумывать интриги, проговаривать диалоги, рассчитывать шаги. Путь Клеопатры к престолу, который достался юной царевне в 18 лет, — замысловатая цепочка сложных ходов, точно продуманная заранее. Ее путь к любви, к зачатию первого сына Цезариона — тоже плод умственных игр. По династическим правилам семейства Лагидов, Клеопатра должна была стать женой собственного младшего брата. И стала, но формально. А фактически вычислила себе самого лучшего мужчину из всех, что были в наличии. Цезаря. Клеопатра придумала план, как его завоевать. Как пробраться на встречу с ним, минуя кордоны недругов. Как мгновенно его обольстить.

И вот она впервые предстала перед Цезарем, вынырнув из тюка тряпья, который слуги принесли и бросили к его ногам. Это был и способ маскировки, и необычная шутка. Ведь богатейшая, знатнейшая царица вдруг явилась из хлама и праха. Женщин с чувством юмора у избалованного императора еще не было, и он не устоял.

Второй секрет — Супружеские игры. В браке нужно уметь не подставляться под скандал и всегда иметь наготове сладкий «пряник», чтобы отвлечь любимого. Клеопатре удалось женить Антония на себе. И это при живой римской жене, достойной и прекрасной Октавии. Между тем полководец то впадал в уныние, то был несдержан. Когда он гневался, Клеопатра исчезала с его глаз, что мгновенно приводило его в чувство. А потом она возвращалась с каким-нибудь новым средством, доставляющим удовольствие, — редким вином, идеей грандиозного праздника. И Антоний до конца жизни остался с Клеопатрой.

Третий секрет — Любовные игры. Чтобы удержать настоящего мужчину, его надо каждый день удивлять и заинтересовывать. Цезаря, очень искушенного в сексе, невозможно было надолго привязать к одной юбке. А Клеопатра не блистала красотой. Ее портрет: глубоко посаженные глаза, орлиный нос-клюв, выпирающий подбородок. Конечно, Клеопатра, как всякая восточная женщина, знала массу эротических приемчиков, но не они были главным магнитом. Каждое утро она просыпалась радостной, умела рассмешить Цезаря, как никто другой. И заинтриговать. Когда Цезарь был нужен в Риме, Египтянка увлекла его в совместное путешествие по Нилу рискуя, что тот и вовсе махнет на нее рукой. Но в это время Клеопатра тайно воздвигала грандиозный корабль-сюрприз. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках под звуки нежнейшей музыки. Когда Антоний пришел в себя от потрясения, сумерки сгустились, и на корабле зажглась грандиозная иллюминация. У полководца вновь перехватило дыхание, и он еще до переговоров понял, кто из них двоих — главный и великий.

Четвертый секрет — Игры с судьбой. Не бойтесь ее искушать. Царица Египта считала это весьма полезным. Такая тактика давала высшее наслаждение — брать все, что предлагает данный миг. Когда Антоний звал Клеопатру на первую, так сильно необходимую ей встречу, она несколько раз откладывала рандеву, рискуя, что тот и вовсе махнет на нее рукой. Но в это время Клеопатра тайно воздвигала грандиозный корабль-сюрприз. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках под звуки нежнейшей музыки. Когда Антоний пришел в себя от потрясения, сумерки сгустились, и на корабле зажглась грандиозная иллюминация. У полководца вновь перехватило дыхание, и он еще до переговоров понял, кто из них двоих — главный и великий.

Пятый секрет — Игры в «неподражаемых». Всегда стоит стремиться быть ни на кого не похожей и изобретать события жизни. Египтянка заманила Марка Антония к себе в Александрию как раз тогда, когда море было закрыто для навигации. Антоний не мог вернуться в Рим. Тут-то и устроила ему Клёпа зимние каникулы. Она создала кружок из 12 близких друзей — «Общество неподражаемого образа жизни». Эти люди старались сделать каждый день таким, чтобы его никто не мог повторить. Каждое утро и на весь день Клеопатра придумывала наслаждения — настоящий театр удовольствий с ежечасно обновляемым репертуаром. Очарованный Антоний постепенно забывал свою Октавию.

Шестой секрет — Игры со смертью. Боязнь кончины отравляет наши дни. Чтобы не бояться смерти, надо ее досконально изучить, включить ее действующим лицом в жизненный спектакль. Однажды стало ясно, что Клеопатра и Антоний обречены. Но у них еще было время, пока жестокий Октавиан не пришел со своей армией в Александрию.

Тогда царица распустила кружок «неподражаемых» и основала «Общество совместно стремящихся к смерти». Опять из 12 членов. Цель — приручать смерть, «лелеять ее, как домашнего зверька, каждый день кормить с руки своими мыслями». Клеопатра устраивала праздники в склепах, препарировала трупы и бальзамировала их, своими собственными руками вынимая из тел внутренности. Она изучала на приговоренных действие ядов. Она продумывала до деталей сценарий своего ухода со сцены и выбрала для самоубийства самый экзотический способ — укус гадюки, которую верный слуга принес в смокве. Октавиан так и не смог с позором провести гордую царицу в цепях по улицам Александрии.

Марк Антоний и Клеопатра Знаменитая римская монета Древний роман

Эти монеты открывают нам прекрасный вид на Древний мир. Они — прекрасный способ испытать свою любовь к мифологии, как они жили, поклонялись и восхваляли свою жизнь. Древние граверы создали шедевры, которые сохранились на протяжении 2000 лет.

Марк Антоний и Клеопатра. Самый известный романс (34 г. до н.э.)

Размер: 19 мм. АЛЬБЕРС: Портрет Клеопатры, REGINAE REGVM FILIORVM REGVM,
ее диада.НАЗАД: АНТОНИ АРМЕНИЯ ДЕВИКТА, голова направо, сзади армянская тиара.

Роман между Антонием и Клеопатрой мог бы изменить мир. Если бы Антонию удалось добиться единоличного контроля над Римом с Клеопатрой в качестве своей царицы, Он мог бы изменить курс Римской империи, сделав мир, в котором мы живем сегодня, другим местом. Однако их отношения закончились взаимным самоубийством в 30 г. до н.э., через одиннадцать лет после их начала, когда римские войска захватили египетский город Александрию и угрожали их захватом.
На этой монете изображены Клеопатра и Марк Антоний. После убийства Юлия Цезаря, который был любовником Клеопатры, у Клеопатры и Марка Антония был роман, а затем они поженились, имея двоих детей. Поскольку Марк Антоний был женат на сестре Октавиана, их союз вызвал проблемы в Риме. Было ясно, что Октавиан обладает большей властью, чем Марк Антоний, и Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством по отдельности.

Примечание: Клеопатра на этой монете выглядит не очень гламурно. Она больше похожа на Марка Антония.
Если вам нравится греческая и римская мифология, мои монеты и подвески оживляют древний мир. Они также делают отличные и уникальные подарки для подростков, которым нравится сериал о Перси Джексоне.

ЭТО НЕ ДРЕВНИЕ МОНЕТЫ. Они изготовлены из олова высочайшего качества, не содержат свинца и никеля, и большинство из них доступны с отделкой из античного серебра или из настоящего 24-каратного золота. Они точно детализированы по размеру и изображениям. Монеты были отлиты из репродукций музейного качества.

.

Марк Антоний | Римский триумвир

В 49-м году, когда между Помпеем и Цезарем разразилась гражданская война, Антоний был трибуном плебса и энергично поддерживал Цезаря. Он сбежал из Рима в штаб Цезаря, получив угрозы расправы. Антоний участвовал в короткой итальянской кампании, которая вынудила Помпея эвакуировать итальянский полуостров. После этого Цезарь оставил его во главе Италии во время испанской кампании. Затем он присоединился к Цезарю в Греции, командовал его левым крылом в битве при Фарсале и был отправлен обратно в качестве хозяина коня (заместитель диктатора) в 48 г. для поддержания порядка в Италии.Он не смог этого сделать и, вероятно, был снят со своего поста в 47 году; он был без работы до 44, когда он стал консулом как коллега, а затем священник ( flamen ) Цезаря. Как консул и lupercus , один из участников праздника Луперкалии (праздник плодородия в начале года), он поднес Цезарю диадему — ленту, обозначающую королевскую власть, — которую Цезарь под давлением открытого отвращения граждан к монархии , отказался принять.

После убийства Цезаря Антоний завладел казначейством и бумагами Цезаря, которые он использовал (и, возможно, дополнял) в своих интересах.Какое-то время он проводил умеренную политику, но, когда ему бросил вызов 19-летний Октавиан (впоследствии император Август), приемный сын и наследник Цезаря, он выступил против убийц Цезаря. В июне 44 года Сенат предоставил ему северную и центральную Галлию и северную Италию в качестве своей провинции на пять лет. Цицерон, однако, яростно атаковал его во время филиппийских речей в период с 44 сентября по 43 апреля, а Октавиан объединил силы с консулами в 43 году. Их объединенные силы дважды победили Антония, который осаждал Брута Альбина в Мутине (современная Модена).Антонию удалось уйти в южную Галлию. Противоборствующие армии распались после смерти обоих консулов, и к Антонию присоединились Марк Эмилий Лепид и Луций Мунаций Планк со своими армиями. В начале ноября Октавиан — в этот момент возглавлявший консульские армии — встретился с Антонием и Лепидом в Бононии (современная Болонья). Эти трое заключили пятилетний пакт, который вскоре был ратифицирован законом, даровавшим им совместное самодержавие, триумвират. Более 200 человек были объявлены вне закона и (когда захвачены) убиты (Цицерон был одним из них) либо потому, что они были врагами триумвиров, либо с целью конфискации их богатства.В 42 г. Гай Кассий и Марк Брут, потерпев поражение в двух сражениях при Филиппах (Македония), в которых Антоний отличился как полководец, убили себя и своими действиями республиканское дело.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Триумвиры согласились разделить империю, и Антоний приступил к управлению восточными провинциями. Сначала он вызвал царицу Египта Клеопатру в Тарс (юго-восток Малой Азии), чтобы ответить на сообщения о том, что она помогала их врагам.Она успешно реабилитировала себя, и Антоний провел зиму 41-40 годов как ее возлюбленный в Александрии, Египет. Однако, несмотря на романтические рассказы древних авторов, он не предпринимал никаких попыток увидеть ее снова более трех лет, хотя за это время он значительно увеличил ее владения.

В начале 40 г. брат Антония, консул Луций Антоний, которого поддерживала жена Антония, Фульвия, восстал против Октавиана в Италии. Октавиан победил восстание, захватив и разрушив Перузию (современная Перуджа).Антонию пришлось вернуться в Италию, оставив своему генералу Вентидию разобраться с парфянским вторжением в Малую Азию и Сирию. После начальных стычек Антоний и Октавиан примирились в Брундизиуме (современный Бриндизи), и, поскольку Фульвия тем временем умерла, Антоний женился на сестре Октавиана, Октавии. Двое мужчин разделили между собой империю: Октавиан взял все к западу от Скодры (современный Шкодер, Альб.), А Антоний — все к востоку. Лепиду, ранее находившемуся в Африке, разрешили оставить его себе.В 39 г. Антоний и Октавиан заключили договор с Секстом Помпеем ( см. Помпей Магн Пий, Секст), который контролировал моря и блокировал Италию.

Антоний и Октавия отправились в Афины, где были обожествлены; Антония объявили Новым Дионисом, мистическим богом вина, счастья и бессмертия. Затем Антоний организовал Восток. Между тем Вентидий в 40 г. вытеснил парфян из Малой Азии и вытеснил их за реку Евфрат (39–38). Ирод — сын известного палестинского еврейского друга Рима Антипатра — был поставлен царем Иудеи в Иерусалиме в 37 г.Когда в 37 г. у Октавиана возникли проблемы в Италии и на Западе, Антоний встретил его в Таренте, снабдил его кораблями и согласился продлить триумвират еще на пять лет. Лепид, возможно, не был включен. В 36 г. генерал Октавиана Марк Випсаний Агриппа победил Секста Помпея. Затем Лепид и Октавиан аннексировали Африку. Октавия, находившаяся в Риме с 37 г., была отправлена ​​к Антонию Октавианом в 35 г. Антоний отправил ее обратно, потому что она прибыла почти без войск, которые Антоний предоставил Октавиану. Давно подготовленная атака на Парфию в 36 г. провалилась с большими потерями — это была первая военная неудача Антония.В этот момент он снова обратился к Клеопатре, которая родила ему двоих детей и оказала ему полную политическую и финансовую поддержку.

.

Антоний и Клеопатра (Мастера Рима, № 7) Коллин Маккалоу

Огромная эпопея о Древнем Риме от автора бестселлеров № 1 «Птицы-шипы» В этом захватывающем дух продолжении «Октябрьского коня» Коллин Маккалоу поворачивает ее внимание к легендарному роману Антония и Клеопатры и в этой вневременной истории любви, политики и власти еще раз доказывает, что она лучший исторический романист нашего времени.

Цезарь мертв, и Рим снова разделен. Лепид отступил в Африку, в то время как Антоний правит богатым Востоком, а Октавиан претендует на Запад, сердце Рима, как свои владения.Хотя это напряженное перемирие сдерживает гражданскую войну, Рим, кажется, созрел для императора — настоящего наследника Юлиана, который претендует на наследство Цезаря. С героической осанкой и богатствами Востока в его распоряжении Антоний, кажется, готов принять приз. Как настоящий король-воин, он закаленный генерал, чья жажда власти горит вместе со страстью к женщинам, пирам и хианскому вину. Его соперник, Октавиан, кажется менее убедительным кандидатом: худощавый златовласый мальчик так же сдержан, как Антоний снисходителен, и такой же хладнокровный и проницательный, как Антоний импульсивен.В самом деле, эти двое хорошо сочетаются только в амбициях.

И хотя политика и война определенно являются уделом мужчин в Древнем Риме, женщины искусно используют свой ум и обаяние для получения влияния за пределами своей традиционной сферы. Клеопатра, безжалостная золотоглазая королева, приветствует Антония в своем дворе и в своей постели, но бережно хранит свое сердце. Клеопатра, в первую очередь правитель, а во вторую — женщина, желает только одного: посадить своего ребенка на освободившийся трон своего отца, Юлия Цезаря. Рядом с Октавианом тоже сильная женщина: его изысканная жена, черноволосая Ливия Друзилла, которая учится владеть тихой силой, чтобы помочь своему мужу в его стремлении к господству.По мере того, как сюжет приближается к своему неизбежному завершению — битвами на суше и на море — заговор и убийство, любовь и политика безвозвратно переплетаются.

Маккалло знает римскую историю подробно и широко. Ее мастерский и тщательно проработанный рассказ наполнен историческими персонажами, чьи мотивы, страсти, недостатки и неуверенность в себе ярко представлены и искусно нарисованы. Великолепие Древнего Рима оживает, когда бессмертная человеческая драма разыгрывается на драматическом фоне последних дней Республики.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *