Эмма Мошковская — Какие бывают подарки: читать стих, текст стихотворения полностью
В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает…
Каждый желает!
Анализ стихотворения «Какие бывают подарки» Мошковской
В стихах «Какие бывают подарки» Эммы Эфраимовны Мошковской лирический герой вздыхает о четвероногом друге.
Стихотворение написано не позднее 1966 года. Поэтессе исполнилось сорок лет, она не так давно обратилась к детской литературе, стала членом Союза писателей, приобрела определенный вес в литературных кругах. В жанровом отношении – фантазия, мечта, рифмовка, в целом, перекрестная, деления на строфы нет, зато есть особое ритмическое расположение текста. Ребенок (и, кажется, что это все-таки мальчишка), со знанием дела распределяет подарки на категории. Первыми на ум приходят дудки, горны, трубы, свистульки. Те самые, что своей оглушительностью и создают праздничное настроение, особенно у родителей. «Можно надеть»: костюм сказочного героя или карнавальную маску. «Мне шоколадка нравится»: бесхитростное признание сладкоежки. В те годы советские дети ели шоколад «Аленка», «Золотой ярлык» и даже «Гвардейский». Фольга, разумеется, шла в коллекцию оберток и фантиков. «Может взлететь»: как вертолетик ленинградской фабрики «Юность», так и птичка с Птичьего рынка. «В клетке петь»: например, кенар. «Ползти»: аквариумная улитка. «Плавниками грести»: золотые рыбки. В те годы советская аквариумистика переживала бум, в городах открывались клубы для любителей экзотических рыбок, проводились выставки, издавался специальный журнал. Умоляющие, чуть застенчивые восклицания о самом сокровенном, заветном желании раздаются только ближе к финалу. «Который хвостом виляет»: конечно же, веселый щенок, ведь с ним некогда скучать ни дома, ни на улице. Настоящая собака, которую герой сам возьмется обучить всем командам. Он даже обязуется ее выгуливать, сколько потребуется. «Каждый хочет»: в кругу друзей многие мечтают просыпаться под заливистый лай или нетерпеливый стук хвостика по полу. Интонация деловитая, просительная к концу. Анафоры, перечисление, имитация детской речи, хода рассуждений. Уменьшительные суффиксы, типичные для детской речи: бумажка, шоколадка. Глагольность (в том числе, выразительное «дудеть»). Словесная игра с читателями, подобие загадок, которые поэтесса предлагает ему отгадать. Минимум эпитетов (всего два), как и должно быть в детских стихах, где главные – всегда глаголы, динамика. Эти стихи – своеобразное занятие по развитию речи, памяти, мышления, логики, знакомство с разнообразием подарков. Часть из них – нестареющие, интересные и современным детям.
Произведение «Какие бывают подарки» Э. Мошковской было опубликовано на страницах журнала «Семья и школа».
Какие бывают подарки — Мошковская. Полный текст стихотворения — Какие бывают подарки
Какие бывают подарки — Мошковская. Полный текст стихотворения — Какие бывают подаркиЭмма Мошковская
В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает…
Каждый желает!
Теги:
{«storageBasePath»:»https://www.culture.ru/storage»,»services»:{«api»:{«baseUrl»:»https://www.culture.ru/api»,»headers»:{«Accept-Version»:»1.0.0″,»Content-Type»:»application/json»}}}}
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: [email protected]
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Войти через
или
для сотрудников учреждений культуры
Перезагрузить страницу
Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.Какие бывают подарки — Эмма Мошковская. Читать текст.
В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
Каждый желает!
Анализ стихотворения «Какие бывают подарки» Мошковской
В стихах «Какие бывают подарки» Эммы Эфраимовны Мошковской лирический герой вздыхает о четвероногом друге.
Стихотворение написано не позднее 1966 года. Поэтессе исполнилось сорок лет, она не так давно обратилась к детской литературе, стала членом Союза писателей, приобрела определенный вес в литературных кругах. В жанровом отношении – фантазия, мечта, рифмовка, в целом, перекрестная, деления на строфы нет, зато есть особое ритмическое расположение текста. Ребенок (и, кажется, что это все-таки мальчишка), со знанием дела распределяет подарки на категории. Первыми на ум приходят дудки, горны, трубы, свистульки. Те самые, что своей оглушительностью и создают праздничное настроение, особенно у родителей. «Можно надеть»: костюм сказочного героя или карнавальную маску. «Мне шоколадка нравится»: бесхитростное признание сладкоежки. В те годы советские дети ели шоколад «Аленка», «Золотой ярлык» и даже «Гвардейский». Фольга, разумеется, шла в коллекцию оберток и фантиков. «Может взлететь»: как вертолетик ленинградской фабрики «Юность», так и птичка с Птичьего рынка. «В клетке петь»: например, кенар. «Ползти»: аквариумная улитка. «Плавниками грести»: золотые рыбки. В те годы советская аквариумистика переживала бум, в городах открывались клубы для любителей экзотических рыбок, проводились выставки, издавался специальный журнал. Умоляющие, чуть застенчивые восклицания о самом сокровенном, заветном желании раздаются только ближе к финалу. «Который хвостом виляет»: конечно же, веселый щенок, ведь с ним некогда скучать ни дома, ни на улице. Настоящая собака, которую герой сам возьмется обучить всем командам. Он даже обязуется ее выгуливать, сколько потребуется. «Каждый хочет»: в кругу друзей многие мечтают просыпаться под заливистый лай или нетерпеливый стук хвостика по полу. Интонация деловитая, просительная к концу. Анафоры, перечисление, имитация детской речи, хода рассуждений. Уменьшительные суффиксы, типичные для детской речи: бумажка, шоколадка. Глагольность (в том числе, выразительное «дудеть»). Словесная игра с читателями, подобие загадок, которые поэтесса предлагает ему отгадать. Минимум эпитетов (всего два), как и должно быть в детских стихах, где главные – всегда глаголы, динамика. Эти стихи – своеобразное занятие по развитию речи, памяти, мышления, логики, знакомство с разнообразием подарков. Часть из них – нестареющие, интересные и современным детям.
Произведение «Какие бывают подарки» Э. Мошковской было опубликовано на страницах журнала «Семья и школа».
Какие бывают подарки 🚩 Эмма Мошковская для детей
- Короткие стихи
- Стихи зарубежных поэтов классиков
- Стихи русских поэтов классиков
- Стихи современных поэтов
- Стихи по темам
- Стихи о любви классиков
- Стихи о жизни классиков
- Стихи о Родине, России
- Стихи о природе русских поэтов
- Стихи для детей
- Стихи о женщине, девушке
- Стихи про осень
- Грустные стихи
- Стихи о дружбе
- Стихи о смерти
- Стихи про животных, птиц
- Смешные, веселые, юмористические стихи
- Оды
- Стихи о зиме
- Стихи о Петербурге, Ленинграде
- Стихи о Сталине
- Стихи о Кавказе
- Стихи про весну
- Стихи про лето
- Матерные, нецензурные, хулиганские стихи
- Стихи о свободе
- Стихи о маме
- Стихи о счастье
- Стихи о Москве
- Стихи о русском языке
- Стихи о подруге
- Современные стихи о любви
- Стихи о себе
- Стихи о расставании, разлуке
- Стихи о сестре
- Стихи о снеге
- Стихи о спорте
- Стихи про цветы
- Стихи о страсти
- Стихи о работе, труде
- Стихи о солнце
- Стихи о семье и семейных ценностях
- Стихи о Пушкине
- Стихи о предательстве, измене
- Стихи о нежности
- Стихи о сыне
- Стихи о профессиях
- Стихи о школе
- Стихи о море
- Стихи о прощении
- Стихи о розах
- Стихи про Новый год и Рождество
- Стихи о хлебе
- Стихи о родителях
- Стихи о театре
- Стихи про папу
- Стихи о небе
- Стихи о прошлом
- Стихи про детей
- Стихи про человека и людей
- Стихи о чае
- Стихи про дождь
- Стихи о победе
- Стихи о Париже
- Стихи о Луне
- Стихи о свадьбе
- Стихи про лошадей, коней
- Стихи про ночь
- Стихи про одиночество
- Стихи о старости
- Стихи о погоде
- Стихи про молодость, юность
- Стихи о песне
- Стихи о мире
- Стихи о пожарных и спасателях
- Стихи о Сибири
- Стихи о Туле
- Стихи о танцах
- Стихи о сказках
- Стихи о муже
- Стихи про птиц
- Стихи о мечте
- Стихи о революции
- Стихи о творчестве
- Стихи о мужчине
- Стихи про учителя
- Стихи про полицию, полицейских
- Стихи про сон
- Стихи о патриотизме
- Стихи о селе, деревне
- Стихи о прошедшей любви
- Стихи о ревности
- Стихи о реке
- Стихи о поваре
- Стихи про ромашки
- Стихи о студентах
- Стихи о памяти
- Стихи о художниках
- Стихи о любви на расстоянии
- Стихи о путешествиях
- Стихи о сильной женщине
- Стихи о чести и достоинстве
- Стихи о судьбе
- Стихи о доброте
- Стихи про пожар
- Стихи о милосердии и сострадании
- Стихи про футбол
- Стихи про фрукты и овощи
- Стихи о вере и надежде
- Стихи о дочке
- Стихи о рождении дочки
- Стихи о поэтах
- Стихи про поцелуй
- Стихи про вечер
- Стихи про жену
- Стихи о разбитом сердце
- Стихи про ветер
- Стихи про утро
- Стихи про слезы
- Стихи о музе
- Стихи про Пасху
- Стихи о Самаре
- Стихи про добро и зло
- Стихи про дедушку
Эмма Мошковская. Стихи для детей
Эмма Мошковская. Стихи для детей
Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. И хотя при жизни она не была в полной мере обласкана лучами славы, в настоящее время ее творчество, наконец, начинают признавать и многие считают ее своеобразным, самобытной детской поэтессой.
Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер». После первых публикаций ее заметил Самуил Маршак: «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Столь же высокого мнения о ее творчестве придерживался и К. Чуковский. Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.
Ее стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их придумал маленький ребенок, а не взрослая поэтесса.
Обида
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!
Сама Мошковская в детстве занималась вокалом и впоследствии после окончания училища им. Гнесиных работала в архангельской филармонии. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество. Персонажи стихотворений не скрывают своих чувств, выражают их громко и открыто.
Я громко
Пою
про ногу свою,
Пою
про башмак,
Пою
просто так!
Детский мир, который изображает Мошковская в своих стихах, полон неподдельной радости, бесконечного счастья и, конечно же, чудес. Сломанные игрушки невероятным образом вновь становятся целыми, разбитые вазы и чашки склеиваются сами, а мама никогда не сердится. Ее детские персонажи активны, находчивы и изобретательны. Например, в стихотворении «Жил на свете человечек» герой находит 12 дощечек и хочет построить из них домик, но материала хватает лишь на крылечко. Но он не отчаивается, и стройка завершается самым чудесным образом. Крышей становится небо, одной из стен — «кудрявый лесок». «Хорошо, что не хватило досок, зато в гости может зайти каждый, любому хозяин будет рад.
Стихотворения Мошковской полны жизни и энергии. Каждое из них является своеобразным поэтическим открытием.
Кругом –
снег.
А на горке –
нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
– Земля!
Постепенно герои ее стихов растут. В их жизни появляются новые радости и новые: первые друзья, первые книжки, школа… Малыш взрослеет, но в душе он по-прежнему, как впрочем, и сама Мошковская, остается все тем же ребенком. И с ним остается куча сокровищ, которые дороже всего, что есть в мире взрослых: важнее денег, знаний.
У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка
нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
А такого красивого стеклышка
нет!
Ангина
В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!
Игрушки, конфеты
Мне не дарите —
Все это, все это
Вы заберите.
Мне крокодила,
Такого живого,
Не очень большого,
Лучше купите…
Я бы тогда бы
Его приручил.
Я бы кормил его
И лечил.
Пусть бы жил у меня крокодил!
Я бы в ванну его посадил,
И там у него
Была бы вода,
И он бы плавал
Туда-сюда.
Он бы плескался! Купался!
И я б на него любовался…
Маша и каша
Вот это —
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это — её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу —
Всю, Сколько дали!
Мой замечательный нос
Я ничего не знаю.
И вдруг
Мой нос
Говорит,
Что где-то
И у кого-то
Что-то
Сейчас
Подгорит!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Нос говорит:
– Погуляем!
Очень тебя прошу! Ходишь с ним
И гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит:
– А знаешь, пахнет уже весной!
Какие бывают подарки
В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает…
Каждый желает!
Капризы
Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…
Пусть едят их злые волки!
Жадина
Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал —
Не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Курочка,
Попросила Курочка корочку.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал
И сказал:
— Я бы дал!
У меня самого
Больше нету ничего!
Знаменитый акробат
Ветер надувал рубашку —
Ветер надевал рубашку.
А потом в своей обновке
Он качался на верёвке.
Он качался,
Кувыркался,
Он крутился,
Он старался!
Он ни разу не сорвался!
Кто ещё не догадался?
Выступает
Самый главный,
Самый славный,
Презабавный…
Выступает для ребят
Знаменитый акробат!
Я маму мою обидел
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
Кислые стихи
Встало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастны кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.
Разве можно плакать ночью?
Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам.
И не надо плакать днем.
Лучше днем Попоём!
И не надо перед сном,
А не то не уснем…
Слон
Канатом привязали огромного слона.
Цепями приковали у толстого столба.
Словами приказали огромному слону:
— Не уходить! — сказали
Ушёл он… Почему?
Я к тоненькой тростиночке привязывал слона.
За тоненькую ниточку — за добрые слова:
-Роднуша слон! Хороший слон!
Ты жди, не уходи!
И слон,
Он не уходит.
Не может он уйти!..
Ноги и уроки
Как вы себя ведёте?
Куда вы меня ведёте?
Что вы задумали, ноги?
ачем вы свернули с дороги…
Сбросили тапки…
Помчались по травке…
Остановитесь, ноги!
Ноги, марш на уроки!
Первая двойка
…А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике,
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке…
А все шагают
тут и там
и просто так,
и по делам,
а возле дома
номер два
стоит автобус
номер два,
а пароход издалека
дал почему-то
два гудка…
А ноги тащатся едва,
а ноги тащатся едва,
и опустилась голова,
как голова у цифры два…
А кто-то песенку поёт
и весело шагает,
конфеты кто-то продаёт,
а кто-то покупает…
…А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке…
Таблица умножения
— Скажи нам,
Сколько шестью шесть?
— Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.
— А сколько будет пятью пять
Уж это стыдно бы не знать!
— Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!
— А сколько будет семью семь?
— Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят,
Я спешу.
— А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!
— Я очень болен!
Я — в жару!
В жару
Я, может быть, совру…
— А сколько будет дважды два?!
— От вас устала голова…
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу…
Веселые и грустные стихи о детстве Эммы Мошковской
Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 1 класс, тема 1 «Я расту» с использованием рабочей тетради «Читательский портфель для 1 класса». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог высшей квалификационной категории Рогалева Наталья Александровна.
Тема занятия:
Веселые и грустные стихи о детстве.
Цель занятия:
Познакомить первоклассников со своеобразием произведений Э.Э.Мошковской, углублять интерес обучающихся к поэтическому слову.
Предметные задачи занятия:
- Совершенствовать следующие читательские умения: умение воссоздавать в своем воображении образные картины; умение выразительно читать стихи, умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.
- Развивать творческую фантазию школьников, их способность удивляться и радоваться необычному поэтическому слову.
- Воспитывать чувство любви к поэзии, расширять культурный кругозор обучающихся.>
Универсальные учебные действия:
- личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- регулятивные: учить понимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
- познавательные: учить строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенную информацию из художественного текста.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, видеофрагмент стихотворения «Я маму мою обидел», рабочая тетрадь «Читательский портфель» 1 класс, выставка книг Э. Мошковской (или выставка обложек книг), портреты писателей (И.П. Токмаковой, А.Л. Барто, Н.П. Кончаловской, Б.В. Заходера), набор картинок для иллюстрирования стихотворения, наборы наглядного материала для работы в группах, альбомные листы и цветные карандаши.
Для проведения занятия класс разделен на четыре группы.
Ход занятия
I. Организационный момент. Мотивация
– Здравствуйте, дети!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
– На ваших партах лежит тетрадь «Вдумчивое чтение», как вы понимаете слова «читать вдумчиво»? (Читать вдумчиво – значит думать над тем, о чем читаешь, понимать, что хотел сказать, передать нам автор произведения).
– Любое литературное произведение создает автор. Как называют автора стихов? (Автора стихов называют поэтом).
II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Постановка темы и цели занятия
– Сегодня, в начале нашего занятия, мы отправляемся в фотогалерею, в зал, где собраны портреты известных поэтов, писавших для детей. Рассмотрите портреты. К сожалению, под портретами нет подписей, имен поэтов. Работая в группе, мы должны это исправить.
Инструкция для работы в группе. Каждая группа получает набор карточек с различными именами, отчествами и фамилиями и портретом одного из поэтов. Задание для каждой группы.
- Решите, чей это портрет.
- Выберите нужное имя, отчество и фамилию, составьте верную подпись.
- Прикрепите подпись на доску под портретом поэта в фотогалерее.
– Прочитаем, кто изображен на портрете.
– Стихотворения этих поэтов мы читали на наших занятиях. Давайте поиграем, я читаю вам строку из стихотворения или целое стихотворение, а вы называете автора – его имя, отчество, фамилию и название стихотворения. (Дети отгадывают автора стихотворения, называют его фамилию, название стихотворения, выходят к доске, чтобы показать портрет).
В моей Вообразилии, В моей Вообразилии Болтают с вами запросто Настурции и лилии. («Моя Вообразилия» Б.В. Заходер) |
А я не знал, что я расту Все время, каждый час. Я сел на стул — Но я расту, Расту, шагая в класс. («Я расту» А.Л. Барто) |
Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках засеяны густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста. («Удивительный огород» Н.П. Кончаловская) |
Это ничья кошка, Имени нет у неё У выбитого окошка Какое ей тут житьё. («Ничья кошка» И.П. Токмакова) |
В подарок можно дудеть.
Подарок можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок может взлететь.
В клетке сидеть и петь.
Подарок может ползти.
Плыть. Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок, который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает… Каждый желает!
– Это стихотворение называется «Какие бывают подарки», назовите автора стихотворения. (Дети не могут назвать автора последнего стихотворения, т.к. еще не читали его). Портрет этой поэтессы есть в зале нашей фотогалереи. (Учитель открывает портрет). Вы узнаете кто это, сложив из отдельных букв имя, а из слогов фамилию поэтессы.
Работа в группе. Для работы каждой группе учащихся выдается набор букв и слогов, из букв складывается имя Эмма, из слогов – Мошковская.
– Назовите автора стихотворения «Какие бывают подарки». (Представители каждой из групп читают получившееся сочетание – Эмма Мошковская. Учитель вывешивает на доску подпись под портретом, добавляя отчество, Эмма Эфраимовна Мошковская).
– Понравилось стихотворение Э.Э. Мошковской? (Да!). Давайте подберем слова, чтобы сказать какое оно. (Интересное, веселое, необычное, смешное). Как вы думаете, стихи какой поэтессы будем читать на нашем занятии? (Будем читать стихи Э.Мошковской).
– Назовите тему занятия, цель занятия. (Тема занятия – стихи Э. Мошковской. Цель – узнать какие стихи для детей писала Э. Мошковская, что хотела сказать детям, в своих стихах).
– Вы правы, Э.Мошковская писала стихи для детей и в нашей тетради они помещены в раздел «Мое чтение», тема «Я расту». Откройте тетрадь на стр. 16, найдите стихотворение «Какие бывают подарки». Прочитайте это стихотворение и подумайте, как можно показать движениями все, о чем говорится в стихотворении. (Читают стихотворение «про себя»).
III. Работа по теме занятия
– Я поняла, что стихотворение «Какие бывают подарки» вам понравилось, давайте покажем его вместе. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все, о чем в нем говорится. (Дети выходят в круг, учитель читает стихотворение, а дети жестами, мимикой и движениями иллюстрируют стихотворение).
Беседа по вопросам:
- Ребята, о чем это стихотворение? (О подарке, о щенке, которого очень хочет получить ребенок).
- Что Э. Мошковская, хотела сказать родителям, которые будут читать это стихотворение своим детям? (Каждый ребенок хочет получить в подарок щенка).
- Вы хотите получить в подарок щенка? (Да).
- Значит, это стихотворение про вас? (Да).
- Действительно, любимый герой стихотворений Э. Мошковской – ребенок, его мечты, его чувства. Она хорошо знала мир детей, знала, чем их можно удивить. Так, одно из своих стихотворений поэтесса назвала так «Кислые стихи».
Работа над стихотворением «Кислые стихи»
– Вас удивило название стихотворения? Что бывает кислым? (Да. Кислым может быть лимон, суп…).
– Предположите, о чем может идти речь в этом стихотворении. (Высказывают предположения).
– Прочитайте стихотворение самостоятельно в тетради «Читательский портфель» на стр. 18.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие,
И едят ужасно кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.
Беседа по вопросам:
- Какими были наши предположения?
- О чем прочитанное стихотворение? (Высказывания детей).
- Какими словами в этом предложении можно заменить слово кислое? (Грустное, мрачное).
- Посчитайте, сколько раз в этом стихотворении встречаются слова кислое и скисло.
- Почему автор столько раз пишет это слово? (Чтобы показать как грустно).
- Давайте перечитаем стихотворение, чтобы представить картинку, нарисованную автором, покажем её на доске.
Дети читают стихотворение вслух, выбирают картинку, подходящую к тексту стихотворения, прикрепляют на доску:
Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Определите основное настроение стихотворения. (Грустное, мрачное).
- В каком темпе будем читать стихотворение? (Выберем спокойный темп).
- Громко или тихо? (Нормально, громче прочитаем только последние предложения, в конце которых стоят восклицательные знаки).
- Какое слово будем выделять голосом при чтении, поставим логическое ударение? (Кислое, скисло).
- Кто захотел прочитать стихотворение выразительно для всех? (Чтение стихотворения детьми).
- Понравилось чтение, получилось передать настроение стихотворения? (Высказывание своих мнений, получилось или нет при чтении передать основную мысль стихотворения).
– Каждый настоящий поэт – талантливый человек и немножко волшебник. Посмотрите, как изменится стихотворение, если в нем заменить слово кислое на слово противоположное по значению.
Прочитайте строку стихотворения, найдите слово, которое нужно заменить, каким словом его заменим, прочитайте что получилось.
Встало солнце кислое (яркое),
Смотрит – небо скисло (чистое),
В кислом (светлом) небе кислое (веселое) облако повисло…
И спешат несчастные (счастливые) кислые (веселые) прохожие,
И едят ужасно кислое (очень вкусное) мороженое…
Даже сахар кислый (сладкий)!
Скисло (сладко) всё варенье!
Потому что кислое (доброе) было настроение.
(Дети читают текст стихотворения, заменяя в каждой строке слово кислое на подходящий по смыслу антоним. По ходу чтения выбирают из предложенных учителем картинок подходящие по смыслу и прикрепляют на доску. Выслушиваются все варианты ответов детей, выбирается самый удачный).
– Ребята, что хотела сказать детям Э. Мошковская, написав это стихотворение? (Настроение человека зависит от самого человека).
– Зависит ли настроение человека от поступка, который он совершил? (Да).
– Обидеть – это хороший или плохой поступок, а обидеть маму? (Это очень плохой поступок).
Какое настроение у того, кого обидели? У того кто обидел? (Грустное, печальное).
Работа над стихотворением «Я маму мою обидел»
– Давайте послушаем стихотворение Э.Мошковской «Я маму мою обидел» и подумаем, для кого Э. Мошковская написала это стихотворение. (Просмотр видеозаписи).
– К кому своим стихотворением обращается поэтесса? (К детям и взрослым, чтобы они не обижали своих мам).
– Прочитайте стихотворение в «Читательском портфеле» на стр. 18 самостоятельно.
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? (Они дружили, вместе гуляли, рассказывали все друг другу). Найдите эти строчки и прочитайте.
– Какой совет вы бы дали мальчику? (Извиниться перед мамой. Мама – самый близкий человек, самый родной. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова).
– Меняются ли чувства героя в начале, середине и конце стихотворения? (Да, в начале мальчик сердит на маму, обижен, придумывает, что будет делать, чтобы мама его простила, его настроение меняется, а в конце ему грустно, он понимает, как плохо он поступил, обидев маму).
– Какой темп и громкость выберем для чтения этого стихотворения? (Спокойный темп, не громко).
– Прочитаем стихотворение (по четверостишиям), стараясь голосом передать настроение мальчика, его чувство, состояние. (Чтение стихотворения детьми).
– Ребята, что Э. Мошковская хотела вам сказать, написав это стихотворение? (Не нужно обижать людей. Плохо и тому, кого обидели, и тому, кто обидел. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом).
IV. Рефлексия
– Наше занятие заканчивается. Стихи, какой поэтессы читали? Для кого писала Э. Мошковская?
Эмма Мошковская написала для детей много интересных стихотворений, выпущено много книг с её стихами, некоторые из них вы видите на нашей выставке, после занятия вы можете взять и почитать другие стихотворения поэтессы. Все эти книги из школьной библиотеки, там вы можете взять понравившуюся книгу для домашнего чтения.
Книги Э. Мошковской
– К какому из стихотворений захотелось нарисовать иллюстрацию? Я предлагаю сделать в нашем классе выставку иллюстраций к стихам Э.Мошковской, каждый из вас выбирает понравившееся стихотворение и выполняет к нему иллюстрацию, а затем из ваших работ мы оформим выставку.
– Откройте «Читательский дневник» на стр. 4 и выскажите свое читательское мнение о стихах Э.Мошковской, которые читали на уроке.
– Какое из прочитанных сегодня на уроке стихотворений понравилось больше других?
Урок заканчивается обсуждением детских работ и оформлением выставки иллюстраций к стихам Э.Мошковской.
Оформить заказ на пособия
Вернуться в раздел «Методика»
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Эмма мошковская нужен он читать. Какие бывают подарки
Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. И хотя при жизни она не была в полной мере обласкана лучами славы, в настоящее время ее творчество, наконец, начинают признавать и многие считают ее своеобразным, самобытной детской поэтессой.
Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер». После первых публикаций ее заметил Самуил Маршак: «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Столь же высокого мнения о ее творчестве придерживался и К. Чуковский. Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.
Ее стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их придумал маленький ребенок, а не взрослая поэтесса.
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!
Сама Мошковская в детстве занималась вокалом и впоследствии после окончания училища им. Гнесиных работала в архангельской филармонии. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество. Персонажи стихотворений не скрывают своих чувств, выражают их громко и открыто.
Я громко
Пою
про ногу свою,
Пою
про башмак,
Пою
просто так!
Детский мир, который изображает Мошковская в своих стихах, полон неподдельной радости, бесконечного счастья и, конечно же, чудес. Сломанные игрушки невероятным образом вновь становятся целыми, разбитые вазы и чашки склеиваются сами, а мама никогда не сердится. Ее детские персонажи активны, находчивы и изобретательны. Например, в стихотворении «Жил на свете человечек» герой находит 12 дощечек и хочет построить из них домик, но материала хватает лишь на крылечко. Но он не отчаивается, и стройка завершается самым чудесным образом. Крышей становится небо, одной из стен — «кудрявый лесок». «Хорошо, что не хватило досок, зато в гости может зайти каждый, любому хозяин будет рад.
Стихотворения Мошковской полны жизни и энергии. Каждое из них является своеобразным поэтическим открытием.
Кругом –
снег.
А на горке –
нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
– Земля!
Постепенно герои ее стихов растут. В их жизни появляются новые радости и новые: первые друзья, первые книжки, школа… Малыш взрослеет, но в душе он по-прежнему, как впрочем, и сама Мошковская, остается все тем же ребенком. И с ним остается куча сокровищ, которые дороже всего, что есть в мире взрослых: важнее денег, знаний.
У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка
нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
А такого красивого стеклышка
нет!
Ангина
В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!
Игрушки, конфеты
Мне не дарите —
Все это, все это
Вы заберите.
Мне крокодила,
Такого живого,
Не очень большого,
Лучше купите…
Я бы тогда бы
Его приручил.
Я бы кормил его
И лечил.
Пусть бы жил у меня крокодил!
Я бы в ванну его посадил,
И там у него
Была бы вода,
И он бы плавал
Туда-сюда.
Он бы плескался! Купался!
И я б на него любовался…
Маша и каша
Вот это —
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это — её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу —
Всю, Сколько дали!
Мой замечательный нос
Я ничего не знаю.
И вдруг
Мой нос
Говорит,
Что где-то
И у кого-то
Что-то
Сейчас
Подгорит!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Нос говорит:
– Погуляем!
Очень тебя прошу!
Ходишь с ним
И гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит:
– А знаешь, пахнет уже весной!
Какие бывают подарки
В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает…
Каждый желает!
Капризы
Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…
Пусть едят их злые волки!
Жадина
Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал —
Не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Курочка,
Попросила Курочка корочку.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал
И сказал:
— Я бы дал!
У меня самого
Больше нету ничего!
Знаменитый акробат
Ветер надувал рубашку —
Ветер надевал рубашку.
А потом в своей обновке
Он качался на верёвке.
Он качался,
Кувыркался,
Он крутился,
Он старался!
Он ни разу не сорвался!
Кто ещё не догадался?
Выступает
Самый главный,
Самый славный,
Презабавный…
Выступает для ребят
Знаменитый акробат!
Я маму мою обидел
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
Кислые стихи
Встало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастны кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.
Разве можно плакать ночью?
Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам.
И не надо плакать днем.
Лучше днем Попоём!
И не надо перед сном,
А не то не уснем…
Слон
Канатом привязали огромного слона.
Цепями приковали у толстого столба.
Словами приказали огромному слону:
— Не уходить! — сказали
Ушёл он… Почему?
Я к тоненькой тростиночке привязывал слона.
За тоненькую ниточку — за добрые слова:
-Роднуша слон! Хороший слон!
Ты жди, не уходи!
И слон,
Он не уходит.
Не может он уйти!..
Ноги и уроки
Как вы себя ведёте?
Куда вы меня ведёте?
Что вы задумали, ноги?
ачем вы свернули с дороги…
Сбросили тапки…
Помчались по травке…
Остановитесь, ноги!
Ноги, марш на уроки!
Первая двойка
А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике,
а все шагают налегке…
А все шагают
тут и там
и просто так,
и по делам,
а возле дома
номер два
стоит автобус
номер два,
а пароход издалека
дал почему-то
два гудка…
А ноги тащатся едва,
а ноги тащатся едва,
и опустилась голова,
как голова у цифры два…
А кто-то песенку поёт
и весело шагает,
конфеты кто-то продаёт,
а кто-то покупает…
А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке…
Таблица умножения
Скажи нам,
Сколько шестью шесть?
Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.
А сколько будет пятью пять
Уж это стыдно бы не знать!
Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!
А сколько будет семью семь?
— Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят,
Я спешу.
А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!
Я очень болен!
Я — в жару!
В жару
Я, может быть, совру…
А сколько будет дважды два?!
— От вас устала голова…
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу…
Эмма Мошковская. Стихи для детей
Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Мошковская действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая стихи для детей Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. В начале творческого пути Мошковская по
Московская область, путеводитель по России
Обзор Московской области
Московская область ( Московская , Подмосковье ) — субъект Российской Федерации, расположенный в Центральном федеральном округе. Административный центр Московской области не определен, по сути — Москва.
Население Московской области составляет 7 318 000 человек (2015 г.), площадь — 44 379 кв. Км.
История Московской области
Территория Подмосковья была заселена более 20 тысяч лет назад.В первом тысячелетии нашей эры эта земля была заселена преимущественно финно-угорскими народами (Мерьяне и Мещера). В IX-X веках славяне начали активное освоение края. Население занималось охотой, рыболовством, земледелием и скотоводством.
В середине 12 века территория нынешней Подмосковья вошла в состав Владимиро-Суздальского княжества, были основаны первые города (Волоколамск в 1135 году, Москва в 1147 году, Звенигород в 1152 году, Дмитров в 1154 году).В первой половине 13 века Владимиро-Суздальское княжество было завоевано монголами.
В XIV-XVI веках Московское княжество стало центром объединения русских земель. История Подмосковья неразрывно связана с военными событиями Смутного времени — осадой Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, первым и вторым ополченцами.
Еще исторические факты…
В 1708 году указом Петра Великого была образована Московская губерния.В него входила большая часть территории нынешней Московской области. В 1712 году Санкт-Петербург стал столицей Российской империи, и значение Московской области как экономического центра страны начало уменьшаться.
В 1812 году под Москвой произошло Бородинское сражение. Это было крупнейшее сражение русско-французской войны 1812 года. Во второй половине XIX века, особенно после крестьянской реформы 1861 года, Московская губерния пережила экономический рост. В 1851 году первая железная дорога соединила Москву и Санкт-Петербург.Петербург; в 1862 г. — Нижний Новгород.
Население Московской области значительно увеличилось (в 1847 г. — 1,13 млн человек, в 1905 г. — 2,65 млн). Накануне Первой мировой войны Москва была городом с населением более одного миллиона человек.
В ноябре 1917 года в области была установлена Советская власть. В 1918 году столица страны была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, что способствовало восстановлению экономики провинции. В 1920-1930-е годы многие подмосковные церкви были закрыты, большое количество памятников культуры было разрушено.14 января 1929 года образована Московская область.
В 1941-1942 годах на территории области произошло одно из важнейших сражений Второй мировой войны — Битва за Москву. В послевоенные годы рост экономического потенциала региона продолжился; созданы несколько наукоградов (Дубна, Троицк, Пущино, Черноголовка).
В 1990-е годы экономика Московской области переживала глубокий кризис. С 1990-х годов из-за автомобилизации населения и поездок на работу дорожно-транспортная ситуация в Московской области значительно ухудшилась.Пробки стали обычным явлением.
Фотографии Московской области
Пейзаж Московской области
Автор: Гризлы Михаил
В аэропорту Московской области
Автор: Давыдов Евгений
Природа Московской области
Автор: Александр Хмелков
Московская область —
Московская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне рек Волга, Ока, Клязьма, Москва.Область протянулась с севера на юг на 310 км, с запада на восток — на 340 км. Он был назван в честь города Москвы, который, однако, не входит в состав региона. Дом правительства Московской области расположен на берегу Москвы-реки, в городе Красногорске.
На территории Московской области расположено 77 городов, из них 19 с населением более 100 тысяч человек. Крупнейшие города: Балашиха (440 000), Подольск (291 000), Химки (240 000), Мытищи (222 000), Королев (221 000), Люберцы (190 000), Электросталь (158 000), Коломна (144 000), Красногорск (144 000), Одинцово. (141000), Серпухов (127000).
Климат умеренно-континентальный. Лето теплое, зима умеренно холодная. Средняя температура января — минус 10 градусов по Цельсию, июля — плюс 19 градусов по Цельсию.
Одна из важнейших особенностей местной экономики — близость к Москве. Некоторые из городов (Одинцово, Красногорск, Мытищи) стали фактически «спальными районами» Москвы. Область занимает второе место по объему промышленного производства среди регионов России (после Москвы).
Ведущие отрасли промышленности — пищевая, машиностроительная, химическая, металлургическая, строительная. Московская область имеет один из крупнейших в России научно-технических комплексов. Развито ремесленное производство (гжельская керамика, жостовские подносы, федоскинские лаковые миниатюры, изготовление игрушек).
Московский железнодорожный узел — крупнейший в России (11 радиальных направлений, 2 700 км железных дорог, плотность железных дорог самая высокая в России). Есть два крупных международных аэропорта — Шереметьево и Домодедово.Аэропорт Внуково используется для полетов внутри страны.
Достопримечательности Московской области
В Московской области насчитывается более 6400 объектов культурного наследия:
- известные усадебные комплексы,
- старинных городов с памятниками архитектуры (Верея, Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Звенигород, Истра, Коломна, Сергиев Посад, Серпухов),
- церквей и монастырей-музеев (Троицкая Сергиева Лавра, Иосифо-Волоколамский монастырь, Покровский Хотков монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь, Николо-Угрешский монастырь).
Самые известные усадебные комплексы:
- Архангельское — большой музей с богатой коллекцией западноевропейского и русского искусства 17-19 веков,
- Абрамцево — литературно-художественный центр,
- Мелихово — усадьба А.П. Чехова в конце 19 века,
- Захарово и Большие Вязёмы включены в Историко-литературный музей-заповедник Александра Пушкина,
- Дом-музей композитора П.И. Чайковского в г. Клин,
- Мураново, принадлежавшее поэту Ф.И. Тютчева,
- Шахматово — усадьба поэта Александра Блока.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Серпухове находится самый крупный музей Подмосковья — Серпуховский историко-художественный музей.
Основа сувенирной индустрии России — места традиционного декоративно-прикладного искусства:
- Федоскино — лаковая миниатюра,
- Богородское — производство традиционных деревянных игрушек,
- Гжель — уникальная традиция создания керамики,
- Жостово — расписные изделия из металла,
- Павловский Посад — ткани с традиционным набивным рисунком.
В некоторых из этих поселений есть музеи традиционных ремесел (например, музей игрушек в Богородском), а также центры обучения декоративно-прикладному искусству.
.Московская — Startseite
Wir verwenden Cookies, um Ihnen den bestmöglichen Service zu gewährleisten. Die Auswahl der Cookies können Sie dabei selbst entscheiden. Bitte beachten Sie, dass auf Basis Ihrer Einstellungen möglicherweise nicht mehr all Funktionalitäten der Seite zur Verfügung stehen. Weiterführende Informationen finden Sie in unserer Datenschutzerklärung.
Печенье, die wir verwenden
Hier können Sie Ihre Cookie-Einstellungen verwalten.
Notwendig
bt_session
Zweck: Gewährleistung einer sicheren Sitzung
Art des Cookies und Vorhaltedauer: Erstanbieter-Sitzungscookie — wird nach 2 Stunden gelöscht
bt_privacy_policy_set
Dienst: Einwilligung in die Nutzung von Cookies
Zweck: Speichert Ihre Cookie-Einstellungen (damit Sie nicht erneut befragt werden)
Art des Cookies und Vorhaltedauer: Beständiges Erstanbietercookie,
agerestrict-msk
Dienst: Überprüfung auf Volljährigkeit
Zweck: Speichert Ihre Cookie-Einstellung bzgl.der Volljährigkeit Art des Cookies und Vorhaltedauer: Erstanbieter-Sitzungscookie — 1 месяц
black.t Аналитика
bt_allow_analytics
Dienst: black.t Analytics Webanalysedienst
Zweck: Erlaubt die Verwendung von black.• Аналитика (аноним — es werden keine personenbezogenen Nutzerdaten gespeichert). Hierbei wird die präferierte Einstellung zu black.t Analytics gespeichert.
Art des Cookies und Vorhaltedauer: Beständiges Erstanbietercookie, 7 Tagen
bt_stpEDC
Dieser Cookie dient ausschließlich für interne Recherchen, damit wir unser Internetangebot verbessern können.
Die Cookies verfolgen nach, wie Sie mit unserer Webseite Interagieren. Sie werden dabei als anonymer Nutzer behandelt — die erhobenen Daten dienen nicht dazu, Sie persönlich zu identifizieren.
Diese Daten werden auch nicht an Dritte weitergegeben oder für andere Zwecke verwendet.
Es steht Ihnen jedoch frei, diese Art von Cookies abzulehnen . Bitte lehnen Sie hierzu bspw.auf der Startseite, die Verwendung von Cookies ab.
Dienst: black.t Webanalysedienst
Zweck: Erkennt Website-Besucher (аноним — es werden keine personenbezogenen Nutzerdaten gespeichert).
Art des Cookies und Vorhaltedauer: Erstanbieter-Sitzungscookie — wird nach 1 Stunde gelöscht
Google Anlytics
bt_allow_google_analytics
Dienst: Google Analytics Webanalysedienst
Zweck: Erlaubt die Verwendung von Google Analytics (аноним — es werden keine personenbezogenen Nutzerdaten gespeichert).Hierbei wird die präferierte Einstellung zu Google Analytics gespeichert.
Art des Cookies und Vorhaltedauer: Beständiges Erstanbietercookie, 7 Tagen
Cookies от Drittanbietern
Auf einigen unserer Seiten zeigen wir Inhalte externer Anbieter an, z.B. YouTube, Facebook и Twitter.
Um Zugriff auf diese externen Inhalte zu erhalten, müssen Sie erst die Nutzungsbedingungen der Anbieter akzeptieren.Dazu zählt auch ihre Cookie-Politik, die sich vollständig unserer Kontrolle entzieht.
Wenn Sie diese Inhalte nicht aufrufen, werden auch keine Drittanbietercookies auf Ihrem Gerät gespeichert.
Diese Dienste von Drittanbietern entziehen sich jeglicher Kontrolle aus unserer Seite. Die Anbieter können ihre Nutzungsbedingungen sowie den Zweck und die Verwendung von Cookies jederzeit ändern.
YouTube | Карты Google | Google | Twitter | Facebook
So verwalten Sie Cookies
Löschen / Widerrufen von Cookies
Sie können unter der Datenschutzerklärung Cookies jederzeit verwalten und Ihre Auswahl broadrufen.
Verwaltung Site-spezifischer Cookies
Wenn Sie wissen möchten, welche Site-spezifischen Cookies gespeichert wurden, prüfen Sie die Datenschutz- und Cookie-Einstellungen Ihres bevorzugten Браузеры.
Блокировка файлов cookie
In den meisten modernen Browsern können Sie einstellen, dass keine Cookies auf Ihrem Gerät abgelegt werden sollen. Der Nachteil ist, dass Sie jedes Mal, wenn Sie eine Веб-сайт erneut besuchen, manuell Einstellungen vornehmen müssen.Einige Dienste und Funktionen dürften dann nicht richtig funktionieren (z. B. Anmeldung mit Ihrem Profil).
Akzeptieren Ablehnen
.