Методика «Кому чего недостает?» для диагностики мышления дошкольников

Как проводится методика «Кому чего недостает?». Для чего она предназначена. Как оценивать результаты тестирования детей 3-4 лет. Какие выводы можно сделать об уровне развития ребенка.

Основные характеристики методики «Кому чего недостает?»

Методика «Кому чего недостает?» является эффективным инструментом для диагностики мышления детей дошкольного возраста, в частности 3-4 лет. Она позволяет оценить способность ребенка к анализу, сопоставлению и логическому мышлению.

Основные характеристики методики:

  • Предназначена для детей 3-4 лет
  • Оценивает развитие мышления
  • Проводится с использованием специального стимульного материала
  • Занимает небольшое количество времени (до 2-3 минут)
  • Имеет четкие критерии оценки результатов

Процедура проведения методики

Процедура проведения методики «Кому чего недостает?» достаточно проста и включает следующие этапы:

  1. Ребенку показывают специальный рисунок с изображениями детей, которым чего-то не хватает.
  2. Внизу рисунка отдельно изображены недостающие предметы.
  3. Ребенку дается задание как можно быстрее определить, кому и чего не хватает.
  4. Необходимо назвать соответствующих детей и указать недостающие им предметы.
  5. Фиксируется время выполнения задания.

Стимульный материал методики

Для проведения методики используется специальный стимульный материал в виде рисунка. На нем изображены:


  • Дети, которым чего-то не хватает (располагаются слева)
  • Недостающие предметы (изображены отдельно внизу)

Задача ребенка — правильно соотнести детей и недостающие им предметы. Это позволяет оценить способность к анализу изображения и установлению логических связей.

Критерии оценки результатов

Основным критерием оценки результатов в методике «Кому чего недостает?» является время выполнения задания. Чем быстрее ребенок справляется с заданием, тем выше оценивается уровень развития его мышления.

Шкала оценки результатов:

  • 10 баллов — менее 30 секунд
  • 8-9 баллов — 31-49 секунд
  • 6-7 баллов — 50-69 секунд
  • 4-5 баллов — 70-89 секунд
  • 2-3 балла — 90-109 секунд
  • 0-1 балл — 110 секунд и более

Интерпретация результатов

На основе полученных баллов можно сделать выводы об уровне развития мышления ребенка:

  • 10 баллов — очень высокий уровень
  • 8-9 баллов — высокий уровень
  • 4-7 баллов — средний уровень
  • 2-3 балла — низкий уровень
  • 0-1 балл — очень низкий уровень

Какие выводы позволяет сделать методика об уровне развития ребенка? Высокие результаты (8-10 баллов) свидетельствуют о хорошо развитом мышлении, способности быстро анализировать информацию и устанавливать логические связи. Средние результаты (4-7 баллов) говорят о нормальном уровне развития мышления для данного возраста. Низкие результаты (0-3 балла) могут указывать на некоторое отставание в развитии мыслительных процессов.


Преимущества методики

Методика «Кому чего недостает?» имеет ряд важных преимуществ:

  • Простота и быстрота проведения
  • Наглядность стимульного материала
  • Четкие критерии оценки
  • Возможность количественной и качественной оценки результатов
  • Диагностика важных мыслительных операций
  • Соответствие возрастным особенностям дошкольников

Эти преимущества делают методику удобным и информативным инструментом для психодиагностики детей 3-4 лет.

Ограничения методики

При использовании методики «Кому чего недостает?» важно учитывать некоторые ограничения:

  • Применима только для узкой возрастной группы (3-4 года)
  • Оценивает ограниченный спектр мыслительных операций
  • Результаты могут зависеть от настроения и состояния ребенка
  • Требует хорошего зрительного восприятия
  • Не учитывает индивидуальные особенности развития

Поэтому данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими диагностическими инструментами для получения более полной картины развития ребенка.

Рекомендации по применению

Для эффективного применения методики «Кому чего недостает?» рекомендуется:


  1. Проводить диагностику в спокойной обстановке
  2. Убедиться, что ребенок хорошо понял инструкцию
  3. Использовать секундомер для точного замера времени
  4. Фиксировать не только время, но и особенности поведения ребенка
  5. Сопоставлять результаты с возрастными нормами
  6. При необходимости проводить повторную диагностику
  7. Обсуждать результаты с другими специалистами

Соблюдение этих рекомендаций позволит получить наиболее достоверные результаты диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *