Школьное чтиво: Паустовский К. «Подарок»
Паустовский К, «Подарок»Жанр: рассказ о природе
Главные герои рассказа «Подарок» и их характеристика
- Автор-рассказчик. Натуралист и охотник. Человек умный, внимательный, наблюдательный.
- Рувим. Рум Исаевич. Его друг, охотник.
- Ваня Малявин. Добрый внук лесника.
- Митрий. Мудрый старик по прозвищу «Десять процентов».
План пересказа рассказа «Подарок»
- Осень пришла
- Подарок Вани
- Береза в ящике у окна
- Первый заморозок
- Пожелтевшая береза
- Слова лесника
- Объяснения Митрия
Кратчайшее содержание рассказа «Подарок» для читательского дневника в 6 предложений
- Настала осень и герои грустили об уходящем лете.
- Ваня Малявин подарил им молодую березку, чтобы она напоминала героям про лето.
- Березку посадили в ящик у окна и она долго стояла зеленой.
- Но после первого заморозка березы в саду пожелтели и стали опадать.
- Пожелтела и береза в ящике, а лесничий сказал, что таков закон природы.
- Но дед Митрий объяснил это дружбой, которая есть между всеми живыми существами, в том числе между березами.
Главная мысль рассказа «Подарок»
Даже в природе дружба остается самой великой силой.
Чему учит рассказ «Подарок»
Рассказ учит любить природу, замечать ее закономерности, наблюдать за сезонными изменениями. Учит дружбе и верности. Учит не выделяться, не отрываться от коллектива.
Отзыв на рассказ «Подарок»
Мне понравился этот рассказ, в котором дается такое необычное объяснение листопада. Оказывается березка в доме не хотела отставать от своих друзей и собиралась разделить с ними общую судьбу.
Пословицы к рассказу «Подарок»
За дружбу дружбой платят.
Друг познается в беде.
Не бросай друга в несчастье.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Вместе и горе легче переносится.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Подарок»
Каждую осень автор с Рувимом обсуждали, что все в природе устроено не так, как надо, зимы длинные, а лето короткое. Их разговоры любил слушать Ваня Малявин, внук лесника с Урженского озера. Однажды он принес молоденькую березку, которую только что выкопал, и посоветовал посадить ее в кадку, чтобы она всю зиму напоминала героям о лете. Об этом его надоумил дед.
Герои принесли из сарая ящик, наполнили его землей и посадили березку. Ящик поставили в самом светлом углу, возле окна, в теплой комнате. И пока за окном усыхали листья бересклета и винограда, березка стояла веселая и зеленая.
Он вошел в дом и заметил, что и молодая березка в ящике тоже пожелтела и несколько листьев уже лежали на полу. Герои огорчились, они уже привыкли к мысли о том, что березка будет зимой напоминать им о лете.
Но знакомый лесничий только усмехнулся, услышав про их попытку. Он сказал, что листопад — закон природы, и без него деревья бы погибали. От тяжести снега на ветках, от вредных веществ в листьях, от испарения влаги через листья.
Березу герои пересадили в сад, а ее листья засушили между страниц журналов. Так закончилась их попытка сохранить память о лете. Рисунки и иллюстрации к рассказу «Подарок»
Конспект урока по литературному чтению на тему «К.Г. Паустовский «Подарок»» (3 класс)
Урок литературного чтения
Тема : К.Г. Паустовский «Подарок»
Тема: К.Г. Паустовский «Подарок»
Цели: Обучающая – сделать строки видимыми, слышимыми, доступными для восприятия. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
Развивающая – развитие связной речи, навыков чтения, мысли, воображения, интереса к читаемому произведению. Стимулировать наблюдательность, любознательность.
Воспитательная — показать красоту осенней природы, бережное, любовное к ней отношение людей, рассказать о добрых и умных людях. Формировать бережное отношение к природе. Эстетическое воспитание. Эмоциональное воздействие на учащихся.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Комбинированный урок.
Оборудование: Портрет писателя, грамзапись, учебник, картина «Береза».
Ход урока.
1.Актуализация опорных знаний.
Проверка д/з. Пересказ описания И. Тургенева «Осенний день в березовой роще» близко к тексту.
— Чтобы так сказать о природе, нужно любить ее, быть наблюдательным, надо уметь найти такие слова, чтобы мы с вами как бы увидели то, что открылось глазу поэта и писателя, чтобы мы вместе с ним удивились, задумались, обрадовались.
— Сегодня мы будем читать рассказ К.Г. Паустовского, который тоже очень любит осень. Он умеет так рассказать об осенней природе, что просто завораживает слушателя.
— Специально для детей он написал немного, но некоторые его лучшие произведения давно вошли в круг детского чтения и являются школой воспитания любви к природе.
— Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали ?
2. Мотивация учебной деятельности.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Подарок». Увидим, как автор, используя выразительное средства языка, дает словесные описания осени.
3. Восприятие и осмысление нового материала.
Чтение учителем произведения.
— Понравился ли вам рассказ?
— Обратили ли внимание на выразительность языка автора ?
— Поделитесь со мной своими впечатлениями.
— Попробуйте определить тип текста.
— Стиль текста.
— Определите тему этого худ.произведения, о чем оно.
— Что писатель хотел сказать нам, какова основная мысль рассказа?
— А теперь прочитайте про себя, чтобы найти непонятные слова и выражения.
Спросить. Рувим Исаевич Фраерман – друг писателя,
Лесник – лесной сторож,
Лесничий – служащий учреждения, который выдает определенным участком леса,
Товарки – подруги.
— Вы определили, что текст повествовательный. Повторите его главную мысль.
— Иногда автор, чтобы подчеркнуть основную мысль рассказывает ее, вводит описания.
— Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы выделить в тексте 3 поэтических описания природы.
1. Осенний сад.
3. Рассвет осенью.
Дети читают описание осеннего сада.
— Какие слова использует автор, чтобы создать образ осени?
— Какими сравнениями, определениями пользуется?
— Какому чувству души автора созвучны эти строки ?
— Постарайтесь передать во время чтения этого описания чувство восторга, восхищения, праздника.
Комментирование детей.
— А что Паустовский говорил о первом заморозке?
— Прочитайте про себя, найдите образные слова и выражения.
— Какие чувства волновали писателя, когда он писал эти строки ?
— Прочитайте, передавая это настроение, мысли автора.
Чтение, комментирование учащимся.
Третье описание. Рассвет осенью.
Сначала читают дети, потом читает учитель без некоторых слов автора, для сравнения, в каком отрывке ярче описан рассвет.
— Почему?
— Автор 10 раз переберет слова, чтобы выразить самое точное.
— Образные определения помогают представить эту картину, мы испытываем те же чувства, что и автор.
— Сколько словесных картин можно нарисовать по содержанию этих описаний?
— Мы видели 3 худ.описания природы.
— Какие картины возникают у вас перед глазами во время чтения этих строк?
— Картины даны глазами писателя, который хочет, чтоб мы их увидели. В каждой картине частица души автора.
— Представьте, что вы художник. Берете в руки кисти, лист бумаги и приступаете к первой картине «Осенний сад».
— Какие краски возьмете?
— Что поможет лучше представить эту картину ?
— Рисуй, создавай картину осени в саду.
Вторая картина «Первый заморозок».
— А для этой картины какие понадобятся краски ?
Рисуют.
— Давайте представим что вы сами наблюдаете этот рассвет.
— Какими красками будем рисовать?
Рисуют.
— А слышите ли вы музыку, когда читаете эти худ.произедения?
— Какую?
— Сейчас вы прослушаете отрывки из музыкальных произведений известных композиторов, чтобы сказать, какой из них созвучен по настроению авторскому поэтическому описанию.
Звучит музыка.
— Что чувствовали? Мысли ваши были созвучны какому авторскому описанию?
— Почему?
И так по каждому отрывку.
— В чем же сходство худ.описания писателя и композиторов ?
— Созвучны их мысли. Изображают красоту природы разными сравнениями.
— Какими?
— А что вы можете сказать о писателе К.Г.Паустовском и о композиторах, написавших эту музыку?
— На фоне трех картин мы наблюдаем за состоянием какого дерева ?
Ваня принес друзьям в подарок березку.
— Почему он принес именно березку? Символ России . К.Г. Паустовский писал о средней полосе России.У каждой страны есть свой символ.
— Зачем он принес березку в дом?
Работа по книге. Вопросы.
— Предполагал ли ты, начиная читать рассказ, что береза, оказавшись в тепле, сбросит свои листья?
— Как выглядела береза, когда в саду поселилась осень? Прочитай.
— Когда в прирожде произошли изменения после первых заморозков, что стало с березкой, находившейся в теплой комнате ? Прочитай.
— Представь, как осыпаются листья.
— С чем К.Г. Паустовский сравнивает листопад ?
— Каким? Прочитай.
— Почему?
— Сравни, как объяснили историю с березкой лесничий и дед Митрий.
Читают.
— Что общего в их объяснениях?
— В чем различие?
— Правильны ли они?
— Какое из них ближе и понятнее вам ?
— Почему?
— Что можете сказать о деде Митриче? Прочитай.
— А о Ване, Рувиме Исаевиче, лесничем? Прочитай.
— Как Паустовский относится к этим людям?
4. Обобщение и систематизация материала.
— Почему рассказ так назван?
— А по-другому можно?
— Назови.
— А какой заголовок удачнее?
-Почему?
— Какова главная мысль произведения?
— Что хотел сказать нам К.Г. Паустовский?
Домашнее задание.
1 ряд – пересказ первого описания «Осенний сад» близко к тексту.
2 ряд – второе описание «Первый заморозок».
3 ряд – третье описание «Рассвет осенью».
Главные герои и главная мысль рассказа «Подарок», о чем рассказ?
Забавная история из жизни первоклассников о том, как однажды они пошли в кино про войну и когда красных стали теснить белые Дениска закричал: «Первый класс в, огонь.» И все стали палить из пистолетов по экрану, потом присоединились и ещё два класса. Учительницы пытались успокоить и нечаянно задели даму с мороженым, которое упало на голову мужчины. В общем стрельба закончилась, когда на помощь прикакакала кавалерия, а Дениска прокричал: «Прекратить, огонь». Потом на следующий день оружие у всех конфисковали и объявили мальчикам устный выговор. Дениска расстроился, но Мишка сказал, что хорошо что они помогли продержаться красным. И Дениска согласился.
Главный герой здесь Дениска. В рассказе речь идёт ещё и о 1 в классе, а также учителях и директоре. А ещё о маме мальчика немножко упоминается в начале.
Главная мысль этого рассказа в том, что сила исскуства была настолько велика, что ребята поверили в то, что видели на экране и решили поддержать красных вопреки здравому смыслу. Рассказ учит критически относится к ситуации и сначала подумать, а потом делать. А ещё он учит не нарушать правила поведения в кинотеатре.
Ребята показаны в рассказе искренними, увлекающимися.
Пронзительно грустный рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» напоминает нам о бренности нашей жизни. Описана в нем обычная ситуация ожидания встречи старенькой матери со своей дочерью. Катерина Петровна ждет дочь, но, не дождавшись, умирает. А дочь Настя, запоздало приехавшая на похороны, понимает весь ужас невозвратности и позднего раскаиванья.
Катерина Петровна была дочерью художника и заканчивала жизнь в его доме, ставшем достоянием музея. Она одинока и уже ослабела от старости и болезней. К ней приходит девочка Манюшка прибирать в доме и сторож Тихон. Но ничего не радует Катерину Петровну, она ждет дочь повидаться перед смертью.
Настя живет в Ленинграде и работает в Союзе художников. Она занята своей работой, не успевает писать матери, но регулярно посылает денег. Получив от матери предсмертное письмо, она даже не подозревает, что оно последнее. Ей не хочется ехать в скучную деревню. Дорога дальняя, а ей сейчас нужно устраивать выставку скульптора Тимофеева. Его бюст Гоголя производит на Настю странное впечатление: он как будто видит все ее мысли чувства и осуждает ее. Она получает телеграмму от сторожа Тихона о том, что мать при смерти, но опять отмахивается от тревожных мыслей — выставка Тимофеева вот-вот откроется. Через некоторое время она решается ехать, приезжает, но поздно — уже второй день после похорон.
Наступает горькое раскаяние и скорбь.
Рассказ Паустовского предостерегает нас от равнодушия к родителям, от пренебрежения к обязанности проводить их в последний путь.
В рассказе Льва Толстого нет явно выраженных главных персонажей, ведь основой этого произведения является конкретная ситуация, где многодетная семья без отца, по глупости одного ребенка лишилась кормилицы – коровы Буренки.
Но, я бы хотел сказать, что весь сюжет развивается именно о корове и её молоке, нужным для питания детей. Поэтому главным персонажем этого рассказа является — корова, сначала это была Буренка, а потом просто пестрая (без имени/клички).
К основным персонажам этого рассказа относятся
- старший из детей Миша, от действий которого , первую корову Буренку, пришлось зарезать на мясо.
- Бабушку, которой удалось за год заработать на новую «пеструю» корову;
- Мать шестерых детей, Марья,- очень добрая женщина и её удается кормить и воспитывать своих детей.
Главной мыслью этого рассказа является то, что всегда нужно осознавать, то что делаешь и быть честным, ведь из-за боязни наказания за разбитый стакан, ребенок, своим необдуманным поступком, убил кормилицу детей — корову Буренку. Поэтому рассказ и учит быть честным и понимать, что обман может навредить не только тебе, но и твоим родным и близким.
Лев Толстой этим рассказов, в доходчивой форме говорит, что :
- нужно понимать, что обман может обернуться тяжелым испытанием;
- всегда нужно искать решение любой проблемы, ведь бесвыходных ситуацифактически не бывает.
Главных героев в рассказе Паустовского «Заячьи лапы» трое:
- Заяц, несомненно самый главный герой произведения. Пострадал на пожаре, спас деда, был вылечен и остался жить со своими спасителями.
- Ларион Малявин, старый охотник, стрелял в зайца с равным ухом, потом бежал за ним от пожара, затем спасал зайца, и накнец стал считать его членом своей маленькой семьи, отказавшись продать.
- Ваня Малявин, внук. Мальчик, который принимал самое деятельное участие в судьбе зайца после пожара, который очень жалел «косого» и старался облегчить страдания зайца. Очень добрый и хороший мальчик.
Главная мысль рассказа в том, что люди и животные должны быть как братья, что любое живое существо достойно сочувствия и сострадания, а уж если кто-то помог тебе, то и ты должен помочь в ответ.
Паустовский писатель, который очень любит природу. Главными героямии повести Константина Героевича Паустовского «Золотая роза» являются Жан Шамет (мусорщик в ювелирной мастерской), Сюзанна — дочь полкового командира.
Жан Шамет влюблен в девушку Сюзанну, сразу доказаь свою любовь он не имел возможности. Работая в ювелирной мастерской он ради любви начал собирать золотую пыль, чтобы создать золотую розу, которая принесет счастье.
Повесть помогает задуматься о простом человеческом счастье. Очень интересная повесть.
План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: К Паустовский «Подарок»
Тема: К Паустовский «Подарок».
Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи: формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Ход урока:
1.Организация учебного процесса.
2.Проверка домашнего задания.
Конкурс чтецов.
С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.
Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.
-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)
3.Работа над новым материалом.
Вводная беседа.
— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.
1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.
2)- Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.
-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)
-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)
Библиографическая справка.(один из учащихся)
— О чем писал Паустовский? (о природе)
-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.
Сообщение темы урока.
— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.
«Подарок».
Игра «Юный толкователь»
— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.
рогожа пурпур
бересклет чваниться
не столкуешься товарки
язвительно лесничий
Первичное чтение.
Творческое задание — фантазирование.
Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
Вопросы после чтения.
— Какой подарок принес Ваня писателю?
— Удалось сохранить память о лете всю зиму?
Работа над содержанием.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст?
-О чем говорится в первой части?
Чтение первой части.
-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?
-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.
-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)
-О чем повествует вторая часть?
-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?
Чтение про себя второй части.
-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)
-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?
-Что происходит с березой в комнате?
-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.
— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
Жужжащее чтение третьей части.
-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?
-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?
-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)
Игра «Голова-хвост».
-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.
4.Итог урока.
-Какой корень у слова подарок?
-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)
5.Оценка знаний.
6.Домашнее задание.
Составить план, подготовить пересказ.
Константин Паустовский Подарок главная мысль
Он обладал качествами душевными углубленными родными писатель старается передать своему читателю чтобы тот понял насколько важно единство с природой
Мой родной Дом. Это то место которое меня греет и снаружи и внутри моего сердца.Родной дом это твоя Родина. Которому ты верен, и честен. Люби и цени кто в нем живет.Родной дом это то место где ты можешь быть самим собой, где не кто не скажет тебе плохого слова, там живет твой родной человек без которого мы не можем жить Мама. Дом там где ты все видешь хорошее и плохое, там где тебе не посоветуют дурного. Люби свое родное место и не придавай его.
Ця притча про те що треба шанувати батьків бо вони завжди допоможуть у скрутну хвилину
Правильный ответ: Г (в тростнике)
Сельский учитель становится постояльцем Матрёны,постепенно узнавая её судьбу,он ошеломлён особой миссией Матрёны,которую до него никто не замечал. Всю жизнь Матрёна помогает другим,не отказывая в помощи никому.
Работая в колхозе,делая самую тяжелую работу для других,Мартёна ничего не просит для себя.На таких простых труженицах держится вся страна,но отношение к ним неоднозначное,люди не понимают бескорыстия и доброты Матрёны.
Её сёстры недовольны решением в пользу Киры,а соседи завидуют мизерной пенсии Мартёны,которую она сумела получить благодаря помощи Игнатича. Погибает Матрёна и сын Фаддея.Трагический конец ужасен,родственники
начинают делить наследство,Фаддей не приходит на похороны,односельчане не по-доброму поминают ту,кто всю жизнь им помогала.
Горем убита лишь одна приёмная дочь Кира,для неё это невосполнимая потеря.Никто ,кроме Киры и рассказчика,не заметили,что потеряли «праведника,без которого не стоит село».
Матрёна-это воплощение моральных и духовных христианских ценностей,на которых держится земля русская.
Открытый урок литературного чтения. К.Г.Паустовский «Подарок» | Уроки по Русской литературе
Открытый урок литературного чтения. К.Г.Паустовский «Подарок»
10.01.2013 22428 1396ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Открытый урок литературного чтения.
К.Г.Паустовский «Подарок».
Учитель: Толмацкая Е.Н.
Тема: К Паустовский «Подарок».
Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи: формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста;
развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые
средства, литературные приемы;
воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в
окружающем мире.
Ход урока:
1.Организация учебного процесса.
2.Проверка домашнего задания.
Конкурс чтецов.
С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.
Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.
-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)
3.Работа над новым материалом.
Вводная беседа.
— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.
1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.
2)— Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.
-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)
-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)
Библиографическая справка.(один из учащихся)
— О чем писал Паустовский? (о природе)
-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.
Сообщение темы урока.
— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.
«Подарок».
Игра «Юный толкователь»
— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.
рогожа пурпур
бересклет чваниться
не столкуешься товарки
язвительно лесничий
Первичное чтение.
Творческое задание — фантазирование.
Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
Вопросы после чтения.
— Какой подарок принес Ваня писателю?
— Удалось сохранить память о лете всю зиму?
Работа над содержанием.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст?
-О чем говорится в первой части?
Чтение первой части.
-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?
-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.
-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)
-О чем повествует вторая часть?
-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?
Чтение про себя второй части.
-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)
-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?
-Что происходит с березой в комнате?
-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.
— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
Жужжащее чтение третьей части.
-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?
-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?
-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)
Игра «Голова-хвост».
-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.
4.Итог урока.
-Какой корень у слова подарок?
-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)
5.Оценка знаний.
6.Домашнее задание.
Составить план, подготовить пересказ.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Отзыв о рассказе Паустовского подарок
1) Мужик мог еду приготовить , а генералы не смогли приготовить себе по кушать
2) Мужик был храбрым и умным , а генералы всего боялись были беспомощными и совсем не умными .
3) Мужик смог построить лодку ( я точно не помню ) , а генералы бы не смогли бы вернуться домой и так и померли на этом острове .
Вот так вот ))
В стихотворении говорится про войну, тяжелые времена и тоску о родимом доме. Солдаты скучают, мысленно возвращаются в свой дом, где их ждут крепкие объятия жен и детей.
Но у соловьев другое мнение. Их жизнь беззаботна, они поют и днем и ночью. Неудивительно, если они и не знают про то, что идет война.
Солдаты ждут свой последний день, ведь никто не знает, что будет дальше. Воспоминания о чудесном саде прерывают соловьи, их звонкий голос вырывает из воспоминаний.
Однажды профессор Иван Гермогенович Енотов изобрел некий эликсир и пригласил ребят поприсутствовать при первом его испытании.
Придя в лабораторию, ребята не застают профессора на месте и выпивают эликсир, думая, что это лимонад (эликсир был приятным по запаху и вкусным, какситро). Под действием эликсира они уменьшаются в сотни раз. Они залезают на мертвую стрекозу, лежащую на подоконнике, в надежде, что профессор возьмёт стрекозу и заметит их подмикроскопом, но стрекоза неожиданно оказывается живой и улетает с ними. Вернувшись в лабораторию, ИванГермогенович замечает, что эликсир почти весь выпит, понимает, что произошло, и отправляется на поиски ребят, захватив с собой порошок для увеличения. Спрятав коробку с порошком среди травы и отметив это место шестом, профессор выпивает оставшийся эликсир и отправляется искать ребят среди травяных «лесов». В конце концов ему это удаётся, и они отправляются к коробке с увеличительным порошком. Но они не знают, сколько страшных и интересных приключений их ещё ждёт…
Любимое существо, карие глаза, маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, старый английский рояль, черномазенькая сестрица, только что вымытые холодной водоый пальчики, с заметным напряжением, коротенькое холстинковое платьице, розовые ленты, голубая кацавейка, красное сердитое лицо, строгое выражение, с немецким приветствием, тяжелые минуты жизни, выдуманный сон, почетные слуги, грозные возгласы
примеров основной идеи в рассказе
••• Brand X Pictures / Brand X Pictures / Getty Images
Основная идея рассказа тесно связана с его темой и темой, но основная идея — это не просто тема ни темы — оба ответят «что». Основная идея истории включает в себя действия — «как» — и стоящие за ними мотивы — «почему». Чтобы найти тему рассказа, спросите себя, какое универсальное утверждение содержится в произведении, а также «как» и «почему» в произведении.
Основная идея против темы
«Клоуны» — это тема; основная идея была бы такова: «Клоуны приятны для одних, а для других — страшны.Гарольд Блум предполагает, что иногда основная идея не отделяет «как» от «почему». В шекспировском «Юлии Цезаре» тема — убийство Цезаря; основная идея — как и почему римская политическая коррупция. эта основная идея, потому что все в пьесе вращается вокруг нее: нерешительность Брута, убийство и его последствия, а также потеря свободы и жизни убийцами — все результаты политической системы, слишком укоренившейся, чтобы убивать.
Основная идея в содержании и Тема
Художественная литература представляет основные идеи о природе человека и общих жизненных событиях.Иногда содержание является главной идеей; в других случаях тема и основная идея неразделимы. Взросление и изучение жизни — это одновременно часть сюжета и основная идея «Убить пересмешника» Харпера Ли, «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера и Дж. Романы Роулинг «Гарри Поттер». Тема личности человека, отраженного в его собственных врагах, является основной идеей в «Моби Дике» Германа Мелвилла, «Гекльберри Финн» Марка Твена и «Искуплении» Иэна Макьюэна. У каждого романа одна и та же тема, но каждая основная идея представляет свое «как» и «почему».
Основная идея в комментарии
Другой тип основной идеи — это то, что рассказ говорит о своей теме; основная идея — это комментарий, как в романах о социальном протесте. Неравенство между полами — основная идея, исследуемая в романах Например, Джейн Остин, Элис Уокер и Вирджиния Вульф Основная идея социально-политических изменений и потрясений анализируется в работах таких авторов, как Вашингтон Ирвинг, Уильям Фолкнер, Редьярд Киплинг, Джозеф Конрад и Ф. Скотт Фицджеральд.Кроме того, все эти романы рассказывают истории; книги существуют не только как комментарии.
Основная идея в повторении
Повторение — еще один метод, который авторы используют для передачи основных идей. Основная идея Джона Стейнбека в «Гроздьях гнева» — это отчаяние Америки эпохи депрессии; многие сцены в книге показывают семью Джоада в безвыходной ситуации. Основная идея Тони Кушнера в «Ангелах в Америке» — это человечность гей-сообщества. В его работах много примеров нетерпимости гетеросексуалов / геев.Будь то комментарий, сюжетная линия или повторяющаяся сцена, основная идея любой истории всегда заключается в том, о чем она рассказывается, «как» и «почему».
.В поисках основной стратегии идеи
В поисках главной идеи
Как мне найти главную идею?
Как только вы найдете тему, вы готовы найти основную идею. Основная идея — суть абзаца. Это самая важная мысль по теме.
Чтобы понять основную идею, задайте себе вопрос: что говорится о человеке, вещи или идее (теме)?
Автор может расположить основную идею в разных местах абзаца.Основная идея — это обычно предложение, и обычно это первое предложение. Затем автор использует оставшуюся часть абзаца для поддержки основной идеи.
Давайте возьмем следующий абзац в качестве примера. Сначала найдите тему, затем найдите основную идею.
Лето — прекрасное время, чтобы провести на Западном пляже. Это пляж со светлым мягким песком. Береговая линия тянется очень далеко, и многим людям нравится гулять по ней. Детям нравится играть в прибой и гулять по скалам, которые видны во время отлива.Это веселый пляж для людей всех возрастов.
В этом абзаце:
- тема West Beach
- основная идея (то, что автор говорит по этой теме) заключается в том, что лето — прекрасное время на Вест-Бич.
Вот еще пример:
Фильм «Аполлон-13» стал блокбастером лета 1995 года. Это захватывающая история об исследовании космоса. В фильме космонавты попадают в беду, пытаясь вернуться на Землю.Люди в зале сидят на краю сидений и ждут, что произойдет. Что делает его еще более захватывающим, так это то, что это правдивая история.
В этом абзаце:
- в теме стоит фильм Аполлон 13
- основная идея заключена в первом предложении: Apollo 13 был блокбастером лета 1995 года
В то время как основная идея обычно находится в первом предложении, следующее по распространенности размещение — в последнем предложении абзаца.Автор сначала дает вспомогательную информацию, а затем подчеркивает суть в последнем предложении.
Вот абзац, который мы можем использовать в качестве примера. Постарайтесь найти тему и основную идею.
Большинство подростков и молодых людей не знают, чем они хотят заниматься всю оставшуюся жизнь. Это серьезное решение. Есть несколько способов сузить выбор. Например, вы можете пройти тест на интерес, самостоятельно исследовать карьеру, попробовать волонтерскую работу в той области, которая вам интересна, или «тень работы», в которой вы проводите день с человеком, который работает в интересующей вас области.Это всего лишь несколько полезных идей, когда вы начнете выбирать карьеру.
В этом абзаце:
- тема вакансий или выбор профессии
- основная идея — несколько идей, которые помогут читателю выбрать карьеру
Наконец, автор может поместить основную идею в середину абзаца. Автор проведет несколько предложений, представляя тему, представит основную идею, а затем проведет оставшуюся часть абзаца, поддерживая ее.Это может затруднить поиск основной идеи.
Посмотрите, сможете ли вы найти тему и основную идею в параграфе ниже.
Соединенные Штаты, кажется, влюблены в идею пойти куда-нибудь поесть. Из-за этого появилось множество ресторанов, специализирующихся на всевозможных блюдах. McDonald’s — король подгруппы ресторанов, называемых ресторанами быстрого питания. Скорее всего, где бы вы ни жили, рядом с вами есть ресторан McDonald’s. В Советском Союзе есть даже Макдональдсы.Теперь McDonald’s пробует что-то новое. Он называется McDonald’s Express, и есть испытательный полигон в Пибоди, штат Массачусетс. Это часть заправочной станции Mobil. Это позволяет одновременно заправлять газом и едой. Что они будут думать дальше?
В этом абзаце:
- тема McDonald’s
- основная идея находится в середине абзаца, в третьем предложении: McDonald’s — король фастфуда
Взято из:
Навыки обучения: руководство для школьников Landmark
(распечатано)
Дайан Венер,
© 2002 Landmark School, Inc.
Примеры основных идей и определение основной идеи
Определение основной идеи
Основная идея включает в себя общее сообщение текста, которое автор намеревается донести до аудитории. Практически во всех жанрах литературы есть одна или две основные идеи. Однако основная идея в литературе не ограничивается одним предложением или абзацем; вместо этого он развивается и растет по всему тексту. Он работает как центральный, объединяющий элемент истории, который связывает воедино все остальные элементы. В этом смысле его лучше всего определить как доминирующее впечатление или общую истину, включенную в литературное произведение.Этимологически центральная идея — это фраза, состоящая из двух слов «главный» и «идея». Смысл очевиден: это самая важная мысль текста, которая позволяет читателям понять многоуровневые значения рассматриваемого текста.
Примеры Основная идея из литературы
Пример № 1
«Красная, красная роза» Роберта Бернса
«О, моя любовь подобна красной красной розе
, которая появилась в июне;
O my Luve подобна мелодии
, которую сладко играют в мелодию.
Так прекрасна ты, моя красотка,
Я так глубоко в любви;
И я буду любить тебя еще, моя дорогая,
До тех пор, пока морская банда не высохнет.До тех пор, пока море не высохнет, моя дорогая,
И скалы тают от солнца;
Я буду любить тебя по-прежнему, моя дорогая,
Пока песок жизни будет течь.Прощай, моя единственная любовь!
Прощай ненадолго!
И я приду снова, моя любовь,
Хотя это было десять тысяч миль «.
Это одно из самых известных стихотворений Роберта Бернса, известного шотландского поэта и автора текстов.Стихотворение иллюстрирует сильную любовь оратора к своей возлюбленной. Центральная идея стихотворения — любовь, о которой писатель заявил в первых строках. Однако далее он поддерживает эту идею, сравнивая свою возлюбленную с красной розой. Он также использовал литературные элементы, чтобы читатели поняли его версию любви. Для него красота преходяща, но его любовь свята и вечна. Таким образом, центральная идея играет большую роль в продвижении действия этого стихотворения.
Example # 2
Invictus от William Ernest Henley
Из ночи, которая покрывает меня,
Черный, как яма от полюса до полюса,
Я благодарю любых богов
За мою непобедимую душу.В тисках обстоятельств
я не вздрогнул и не заплакал.
Под ударами случайности
Моя голова в крови, но непокорена.За этим местом гнева и слез
Вырисовывается, но Ужас тени,
И все же угроза лет
Находит и не испугается меня.Неважно, насколько тесны врата,
Как наказывают свиток,
Я властелин своей судьбы,
Я капитан своей души.
Стихотворение, имеющее художественное выражение, было написано, чтобы проиллюстрировать мужественную позицию человека в неудачных обстоятельствах.Основная идея поэмы — стойкость человеческого духа перед лицом невзгод и жизненных испытаний. Несмотря на неприятности и неблагоприятные обстоятельства, оратор держится на высоте и храбро встречает трудное время своей жизни. Его оптимизм и способность преодолевать невзгоды делают его сильнее, поскольку он называет себя хозяином своей судьбы. Он не боится проблем, и эта вера позволяет ему преодолевать любые препятствия, встречающиеся на его пути. Поэтому отвага составляет главную идею стихотворения.
Пример № 3
СЦЕНА I. Пустынное место. («Макбет» Уильяма Шекспира, действие I, сцена I)
Гром и молния. Введите трех ведьм
Первая ведьма
Когда мы снова встретимся втроем
В грозу, молнию или дождь?
Вторая ведьма
Когда ураган закончится,
Когда битва проиграна и выиграна.
Третья ведьма
Это будет до захода солнца.
Первая ведьма
Где место?
Вторая ведьма
По пустоши.
Третья ведьма
Там на встречу с Макбетом.
Первая ведьма
Я иду, Греймалкин!
Вторая ведьма
Паддок звонит.
Третья ведьма
Anon.
ALL
Ярмарка — это фол, а фол — справедливость:
Парение в тумане и грязном воздухе.
Этот отрывок был взят из одной из знаменитых пьес Шекспира «Макбет». Это первая сцена «Макбета», в которой три ведьмы обсуждают место своей следующей встречи, где они планируют увидеть «Макбета».Эта вступительная сцена не только задает тон пьесе, но также подчеркивает повторяющийся мотив сверхъестественных существ. Публика сразу понимает, что текст — о злой и нечестной игре.
Основная идея Смысл и функция
Основная идея — пауза для аудитории. Это дает им возможность понять намерение писателя или причину его написания. Это также заставляет их распознавать и ценить более глубокий смысл текстов. Писатели также используют его как инструмент, который позволяет им выражать свои внутренние мысли и убеждать читателей.Более того, некоторые из академических работ бессознательно внушают основные идеи в подсознание читателей со скрытыми мотивами, которые могут быть хорошими или плохими.
.Как найти основную идею
Читаете ли вы один абзац или длинный отрывок из текста, важно знать, как найти основную идею. Проще говоря, основная идея заключается в том, о чем идет речь. Он отвечает на конкретный вопрос: кто или что обсуждается?
Еще один важный момент заключается в том, что основная идея обычно вводится на раннем этапе и пронизывает всю оставшуюся прозу. Начнем с обсуждения того, в чем, в частности, заключается основная идея. Затем мы перейдем к делу и посмотрим, как его точно определить.
В чем основная идея?
В мире, где мы можем (в основном) писать все, что захотим, и публиковать это, где захотим, остается один фактор. У вас должна быть цель вашего письма. Вот тут и проявляется основная идея. Какую центральную идею вы пытаетесь передать? Частично это зависит от типа письма, которое вы пишете. В романах, эссе, рассказах, стихах и новостных статьях есть основная идея.
Если бы вы писали сочинение для школы, основная идея явно была бы записана в вашем тезисе.С тезисом невозможно угадать намерения автора. Он четко изложен, и последующие абзацы подкрепляют ваш тезис.
Если бы вы писали новостную статью, основная идея была бы выражена в вашем лиде. Заголовок — это первые или два предложения статьи, призванные заманить читателей и побудить их узнать больше. Конечно, новостные статьи должны основываться на фактах, но это не мешает им придерживаться центральной идеи.
Художественные произведения также строятся вокруг основных идей.Стихи и романы всегда о ком-то или о чем-то. Например, художественная драма будет сосредоточена вокруг главного героя, выполняющего серию событий. Например, «Мэгги переехала в Шотландию и должна научиться сосуществовать в лесу, полном фей и троллей».
Но как вы пришли к такому выводу?
Один простой вопрос
Что делать, если основная идея не сформулирована четко, как в примере с академическим эссе? Независимо от средства или формата — академическое эссе, новостная статья, стихотворение или роман — ищите повторение идей.Есть ли какая-то центральная концепция, к которой автор продолжает возвращаться?
Опять же, в академическом эссе никогда не должно быть трудно определить основную идею, особенно если эссе достаточно хорошо написано. Это будет четко указано в тезисе. Но, если вы не можете точно определить тезис, спросите себя:
«Кто или что обсуждается?»
Сможете ли вы ответить на этот вопрос? В таком случае вы сможете резюмировать текст своими словами, таким образом придя к основной идее.Посмотрите, сможете ли вы подытожить, кто или что обсуждается, в одно собственное предложение.
Советы по пониманию прочитанного
В вопросах понимания прочитанного важно уметь определять основную идею. Вот еще несколько советов, которые помогут вам уловить основную идею.
Перечитайте первое и последнее предложение отрывка . Особенно, если вы читаете эссе или более короткую художественную литературу, можно с уверенностью сказать, что автор укажет основную идею либо в первых нескольких строках текста, либо в последних нескольких строках.В заключение многие авторы будут повторять, в чем именно заключалась их цель и что, как они надеются, вы получили из их текста.
Пересмотрите конкретные факты, статистику или рассказы . Обычно, если писатель цитирует конкретную историю или статистические данные, это означает, что это подкрепляет их общую идею или основную идею. Если первые или последние несколько строк не дают вам никаких указаний, еще раз просмотрите небольшие отрывки или истории, опубликованные по всему тексту, а также любые факты или статистику.
Перефразируйте главную идею в одной лаконичной строке . Можете ли вы ответить на вопрос: «Кто или о чем это?» одной лаконичной строкой? Если это так, вы, вероятно, попали в самую точку. Однако, если вы не можете сразу разобраться в сути вопроса, вы можете дважды проверить, что вы указали в качестве основной идеи. Еще раз просмотрите первое и последнее предложение. Revisit снова привел факты, статистику или рассказы.
Пример абзаца
Вот образец вступительного абзаца из убедительного письма:
Знаете ли вы, что американское население в возрасте 15 лет и старше в среднем проводит три часа телевизионного времени в день? Это три часа, наблюдая, как люди ведут себя глупо в ситкоме, или три часа, наблюдая, как на экране разворачиваются вымышленные судьбы персонажей-подростков.Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, чего можно достичь, когда телевизор выключен, а реальная жизнь включена? В этом эссе мы исследуем множество значимых, продуктивных занятий, которых можно достичь в мире, который не теряет более 20 часов в неделю, глядя на экран.
А вот и самый важный вопрос. Кто или что обсуждает? Многие вещи можно сделать, когда телевизор выключен. Опять же, академические эссе будут довольно простыми в отношении основной идеи.Но если сомневаетесь, не забывайте приведенные выше советы.
Основная идея и тема
Основная идея и тема — это два термина, которые часто меняют местами, но между ними определенно есть разница. Вы можете разобраться в них, извлекая холодные, неопровержимые факты из одного и эмоции из другого.
Основная идея текста — это то, о чем он. Помните, он отвечает на вопрос: «Кто или что обсуждается?»
Тема приобретает чуть более эмоциональный оттенок.Тема — это основное сообщение, которое автор хотел бы донести. Обычно тема — это своего рода высказывание о жизни или о том, как устроен мир.
Вот пример темы:
«Храбрость продвинет вас дальше по жизни, чем самоуспокоенность или трусость».
Сравните с этим примером основной идеи:
«Брайан записывается в армию США, чтобы испытать свою силу духа и служить своей великой нации».
В приведенных выше примерах тема подчеркивает личные качества и пытается предоставить обучающий момент.Однако основная идея — это просто заявление о том, кто или что будет обсуждаться.
Есть еще одно понятие, которое часто переплетается с основной идеей. До сих пор мы рассмотрели основные идеи, тезисы и тему. Но как насчет тематических предложений? Эти предложения сродни тезисам. Изложение тезиса укажет, о чем идет речь. Тем не менее, тематическое предложение является показателем того, о чем идет речь в конкретном абзаце.
Основные идеи стали проще
В следующий раз, когда вы посетите местную библиотеку или книжный магазин, отсканируйте пару откидных створок книг.Прочтите краткое содержание рассказа. Насколько хорошо обозначена основная идея? Кто или что собирается развернуться на страницах?
И, если вы надеетесь когда-нибудь откинуть откидную створку вашей книги, воспользуйтесь этими советами о том, как написать бестселлер. Мы обязательно надеемся когда-нибудь увидеть вашу красочную прозу на прилавках магазинов!
Как найти главную идею.