Паустовский подарок главная мысль рассказа: главные герои. Какова главная мысль рассказа?

Содержание

Школьное чтиво: Паустовский К. «Подарок»

Паустовский К, «Подарок»

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа «Подарок» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Натуралист и охотник. Человек умный, внимательный, наблюдательный.
  2. Рувим. Рум Исаевич. Его друг, охотник.
  3. Ваня Малявин. Добрый внук лесника.
  4. Митрий. Мудрый старик по прозвищу «Десять процентов».

План пересказа рассказа «Подарок»
  1. Осень пришла
  2. Подарок Вани
  3. Береза в ящике у окна
  4. Первый заморозок
  5. Пожелтевшая береза
  6. Слова лесника
  7. Объяснения Митрия

Кратчайшее содержание рассказа «Подарок» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Настала осень и герои грустили об уходящем лете.
  2. Ваня Малявин подарил им молодую березку, чтобы она напоминала героям про лето.
  3. Березку посадили в ящик у окна и она долго стояла зеленой.
  4. Но после первого заморозка березы в саду пожелтели и стали опадать.
  5. Пожелтела и береза в ящике, а лесничий сказал, что таков закон природы.
  6. Но дед Митрий объяснил это дружбой, которая есть между всеми живыми существами, в том числе между березами.

Главная мысль рассказа «Подарок»
Даже в природе дружба остается самой великой силой.

Чему учит рассказ «Подарок»
Рассказ учит любить природу, замечать ее закономерности, наблюдать за сезонными изменениями. Учит дружбе и верности. Учит не выделяться, не отрываться от коллектива.

Отзыв на рассказ «Подарок»
Мне понравился этот рассказ, в котором дается такое необычное объяснение листопада. Оказывается березка в доме не хотела отставать от своих друзей и собиралась разделить с ними общую судьбу.

Пословицы к рассказу «Подарок»
За дружбу дружбой платят.
Друг познается в беде.
Не бросай друга в несчастье.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Вместе и горе легче переносится.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Подарок»
Каждую осень автор с Рувимом обсуждали, что все в природе устроено не так, как надо, зимы длинные, а лето короткое. Их разговоры любил слушать Ваня Малявин, внук лесника с Урженского озера. Однажды он принес молоденькую березку, которую только что выкопал, и посоветовал посадить ее в кадку, чтобы она всю зиму напоминала героям о лете. Об этом его надоумил дед.
Герои принесли из сарая ящик, наполнили его землей и посадили березку. Ящик поставили в самом светлом углу, возле окна, в теплой комнате. И пока за окном усыхали листья бересклета и винограда, березка стояла веселая и зеленая.

Но однажды ночью ударил заморозок. Утром автор вышел в сад и увидел, что за ночь все березы пожелтели и теперь с них медленно опадали листья.
Он вошел в дом и заметил, что и молодая березка в ящике тоже пожелтела и несколько листьев уже лежали на полу. Герои огорчились, они уже привыкли к мысли о том, что березка будет зимой напоминать им о лете.
Но знакомый лесничий только усмехнулся, услышав про их попытку. Он сказал, что листопад — закон природы, и без него деревья бы погибали. От тяжести снега на ветках, от вредных веществ в листьях, от испарения влаги через листья.
Но дед Митрий имел свое мнение. Он считал, что дело в дружбе, которая не только промеж людей бывает. Ведь в природе тоже все друг с другом дружат и как тогда посмотрит березка в глаза товаркам, которые исстрадались зимой, а она простояла в тепле и с листвой.
Березу герои пересадили в сад, а ее листья засушили между страниц журналов. Так закончилась их попытка сохранить память о лете.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Подарок»

Конспект урока по литературному чтению на тему «К.Г. Паустовский «Подарок»» (3 класс)

Урок литературного чтения

Тема : К.Г. Паустовский «Подарок»

Тема: К.Г. Паустовский «Подарок»

Цели: Обучающая – сделать строки видимыми, слышимыми, доступными для восприятия. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

Развивающая – развитие связной речи, навыков чтения, мысли, воображения, интереса к читаемому произведению. Стимулировать наблюдательность, любознательность.

Воспитательная — показать красоту осенней природы, бережное, любовное к ней отношение людей, рассказать о добрых и умных людях. Формировать бережное отношение к природе. Эстетическое воспитание. Эмоциональное воздействие на учащихся.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: Портрет писателя, грамзапись, учебник, картина «Береза».

Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з. Пересказ описания И. Тургенева «Осенний день в березовой роще» близко к тексту.

— Чтобы так сказать о природе, нужно любить ее, быть наблюдательным, надо уметь найти такие слова, чтобы мы с вами как бы увидели то, что открылось глазу поэта и писателя, чтобы мы вместе с ним удивились, задумались, обрадовались.

— Сегодня мы будем читать рассказ К.Г. Паустовского, который тоже очень любит осень. Он умеет так рассказать об осенней природе, что просто завораживает слушателя.

— Специально для детей он написал немного, но некоторые его лучшие произведения давно вошли в круг детского чтения и являются школой воспитания любви к природе.

— Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали ?

2. Мотивация учебной деятельности.

— Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Подарок». Увидим, как автор, используя выразительное средства языка, дает словесные описания осени.

3. Восприятие и осмысление нового материала.

— Сейчас я прочитаю рассказ, а вы, прослушав, поделитесь со мною своими впечатлениями, обратив внимание на выразительность языка автора.

Чтение учителем произведения.

— Понравился ли вам рассказ?

— Обратили ли внимание на выразительность языка автора ?

— Поделитесь со мной своими впечатлениями.

— Попробуйте определить тип текста.

— Стиль текста.

— Определите тему этого худ.произведения, о чем оно.

— Что писатель хотел сказать нам, какова основная мысль рассказа?

— А теперь прочитайте про себя, чтобы найти непонятные слова и выражения.

Спросить. Рувим Исаевич Фраерман – друг писателя,

Лесник – лесной сторож,

Лесничий – служащий учреждения, который выдает определенным участком леса,

Товарки – подруги.

— Вы определили, что текст повествовательный. Повторите его главную мысль.

— Иногда автор, чтобы подчеркнуть основную мысль рассказывает ее, вводит описания.

— Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы выделить в тексте 3 поэтических описания природы.

1. Осенний сад.

2. Первый заморозок.

3. Рассвет осенью.

Дети читают описание осеннего сада.

— Какие слова использует автор, чтобы создать образ осени?

— Какими сравнениями, определениями пользуется?

— Какому чувству души автора созвучны эти строки ?

— Постарайтесь передать во время чтения этого описания чувство восторга, восхищения, праздника.

Комментирование детей.

— А что Паустовский говорил о первом заморозке?

— Прочитайте про себя, найдите образные слова и выражения.

— Какие чувства волновали писателя, когда он писал эти строки ?

— Прочитайте, передавая это настроение, мысли автора.

Чтение, комментирование учащимся.

Третье описание. Рассвет осенью.

Сначала читают дети, потом читает учитель без некоторых слов автора, для сравнения, в каком отрывке ярче описан рассвет.

— Почему?

— Автор 10 раз переберет слова, чтобы выразить самое точное.

— Образные определения помогают представить эту картину, мы испытываем те же чувства, что и автор.

— Сколько словесных картин можно нарисовать по содержанию этих описаний?

— Мы видели 3 худ.описания природы.

— Какие картины возникают у вас перед глазами во время чтения этих строк?

— Картины даны глазами писателя, который хочет, чтоб мы их увидели. В каждой картине частица души автора.

— Представьте, что вы художник. Берете в руки кисти, лист бумаги и приступаете к первой картине «Осенний сад».

— Какие краски возьмете?

— Что поможет лучше представить эту картину ?

— Рисуй, создавай картину осени в саду.

Вторая картина «Первый заморозок».

— А для этой картины какие понадобятся краски ?

Рисуют.

Третья картина «Рассвет».

— Давайте представим что вы сами наблюдаете этот рассвет.

— Какими красками будем рисовать?

Рисуют.

— А слышите ли вы музыку, когда читаете эти худ.произедения?

— Какую?

— Сейчас вы прослушаете отрывки из музыкальных произведений известных композиторов, чтобы сказать, какой из них созвучен по настроению авторскому поэтическому описанию.

Звучит музыка.

— Что чувствовали? Мысли ваши были созвучны какому авторскому описанию?

— Почему?

И так по каждому отрывку.

— В чем же сходство худ.описания писателя и композиторов ?

— Созвучны их мысли. Изображают красоту природы разными сравнениями.

— Какими?

— А что вы можете сказать о писателе К.Г.Паустовском и о композиторах, написавших эту музыку?

— На фоне трех картин мы наблюдаем за состоянием какого дерева ?

Ваня принес друзьям в подарок березку.

— Почему он принес именно березку? Символ России . К.Г. Паустовский писал о средней полосе России.У каждой страны есть свой символ.

— Зачем он принес березку в дом?

Работа по книге. Вопросы.

— Предполагал ли ты, начиная читать рассказ, что береза, оказавшись в тепле, сбросит свои листья?

— Как выглядела береза, когда в саду поселилась осень? Прочитай.

— Когда в прирожде произошли изменения после первых заморозков, что стало с березкой, находившейся в теплой комнате ? Прочитай.

— Представь, как осыпаются листья.

— С чем К.Г. Паустовский сравнивает листопад ?

— Каким? Прочитай.

— Почему?

— Сравни, как объяснили историю с березкой лесничий и дед Митрий.

Читают.

— Что общего в их объяснениях?

— В чем различие?

— Правильны ли они?

— Какое из них ближе и понятнее вам ?

— Почему?

— Что можете сказать о деде Митриче? Прочитай.

— А о Ване, Рувиме Исаевиче, лесничем? Прочитай.

— Как Паустовский относится к этим людям?

4. Обобщение и систематизация материала.

— Почему рассказ так назван?

— А по-другому можно?

— Назови.

— А какой заголовок удачнее?

-Почему?

— Какова главная мысль произведения?

— Что хотел сказать нам К.Г. Паустовский?

Домашнее задание.

1 ряд – пересказ первого описания «Осенний сад» близко к тексту.

2 ряд – второе описание «Первый заморозок».

3 ряд – третье описание «Рассвет осенью».

Главные герои и главная мысль рассказа «Подарок», о чем рассказ?

Забавная история из жизни первоклассников о том, как однажды они пошли в кино про войну и когда красных стали теснить белые Дениска закричал: «Первый класс в, огонь.» И все стали палить из пистолетов по экрану, потом присоединились и ещё два класса. Учительницы пытались успокоить и нечаянно задели даму с мороженым, которое упало на голову мужчины. В общем стрельба закончилась, когда на помощь прикакакала кавалерия, а Дениска прокричал: «Прекратить, огонь». Потом на следующий день оружие у всех конфисковали и объявили мальчикам устный выговор. Дениска расстроился, но Мишка сказал, что хорошо что они помогли продержаться красным. И Дениска согласился.

Главный герой здесь Дениска. В рассказе речь идёт ещё и о 1 в классе, а также учителях и директоре. А ещё о маме мальчика немножко упоминается в начале.

Главная мысль этого рассказа в том, что сила исскуства была настолько велика, что ребята поверили в то, что видели на экране и решили поддержать красных вопреки здравому смыслу. Рассказ учит критически относится к ситуации и сначала подумать, а потом делать. А ещё он учит не нарушать правила поведения в кинотеатре.

Ребята показаны в рассказе искренними, увлекающимися.

Пронзительно грустный рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» напоминает нам о бренности нашей жизни. Описана в нем обычная ситуация ожидания встречи старенькой матери со своей дочерью. Катерина Петровна ждет дочь, но, не дождавшись, умирает. А дочь Настя, запоздало приехавшая на похороны, понимает весь ужас невозвратности и позднего раскаиванья.

Катерина Петровна была дочерью художника и заканчивала жизнь в его доме, ставшем достоянием музея. Она одинока и уже ослабела от старости и болезней. К ней приходит девочка Манюшка прибирать в доме и сторож Тихон. Но ничего не радует Катерину Петровну, она ждет дочь повидаться перед смертью.

Настя живет в Ленинграде и работает в Союзе художников. Она занята своей работой, не успевает писать матери, но регулярно посылает денег. Получив от матери предсмертное письмо, она даже не подозревает, что оно последнее. Ей не хочется ехать в скучную деревню. Дорога дальняя, а ей сейчас нужно устраивать выставку скульптора Тимофеева. Его бюст Гоголя производит на Настю странное впечатление: он как будто видит все ее мысли чувства и осуждает ее. Она получает телеграмму от сторожа Тихона о том, что мать при смерти, но опять отмахивается от тревожных мыслей — выставка Тимофеева вот-вот откроется. Через некоторое время она решается ехать, приезжает, но поздно — уже второй день после похорон.

Наступает горькое раскаяние и скорбь.

Рассказ Паустовского предостерегает нас от равнодушия к родителям, от пренебрежения к обязанности проводить их в последний путь.

В рассказе Льва Толстого нет явно выраженных главных персонажей, ведь основой этого произведения является конкретная ситуация, где многодетная семья без отца, по глупости одного ребенка лишилась кормилицы – коровы Буренки.

Но, я бы хотел сказать, что весь сюжет развивается именно о корове и её молоке, нужным для питания детей. Поэтому главным персонажем этого рассказа является — корова, сначала это была Буренка, а потом просто пестрая (без имени/клички).

К основным персонажам этого рассказа относятся

  • старший из детей Миша, от действий которого , первую корову Буренку, пришлось зарезать на мясо.
  • Бабушку, которой удалось за год заработать на новую «пеструю» корову;
  • Мать шестерых детей, Марья,- очень добрая женщина и её удается кормить и воспитывать своих детей.

Главной мыслью этого рассказа является то, что всегда нужно осознавать, то что делаешь и быть честным, ведь из-за боязни наказания за разбитый стакан, ребенок, своим необдуманным поступком, убил кормилицу детей — корову Буренку. Поэтому рассказ и учит быть честным и понимать, что обман может навредить не только тебе, но и твоим родным и близким.

Лев Толстой этим рассказов, в доходчивой форме говорит, что :

  • нужно понимать, что обман может обернуться тяжелым испытанием;
  • всегда нужно искать решение любой проблемы, ведь бесвыходных ситуацифактически не бывает.

Главных героев в рассказе Паустовского «Заячьи лапы» трое:

  1. Заяц, несомненно самый главный герой произведения. Пострадал на пожаре, спас деда, был вылечен и остался жить со своими спасителями.
  2. Ларион Малявин, старый охотник, стрелял в зайца с равным ухом, потом бежал за ним от пожара, затем спасал зайца, и накнец стал считать его членом своей маленькой семьи, отказавшись продать.
  3. Ваня Малявин, внук. Мальчик, который принимал самое деятельное участие в судьбе зайца после пожара, который очень жалел «косого» и старался облегчить страдания зайца. Очень добрый и хороший мальчик.

Главная мысль рассказа в том, что люди и животные должны быть как братья, что любое живое существо достойно сочувствия и сострадания, а уж если кто-то помог тебе, то и ты должен помочь в ответ.

Паустовский писатель, который очень любит природу. Главными героямии повести Константина Героевича Паустовского «Золотая роза» являются Жан Шамет (мусорщик в ювелирной мастерской), Сюзанна — дочь полкового командира.

Жан Шамет влюблен в девушку Сюзанну, сразу доказаь свою любовь он не имел возможности. Работая в ювелирной мастерской он ради любви начал собирать золотую пыль, чтобы создать золотую розу, которая принесет счастье.

Повесть помогает задуматься о простом человеческом счастье. Очень интересная повесть.

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: К Паустовский «Подарок»

                                                                             

Тема: К Паустовский «Подарок».

     Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.

Задачи: формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые  средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. 

Ход урока:

1.Организация учебного процесса.

2.Проверка домашнего задания.

Конкурс чтецов.  

С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.

Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.

-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.) 

3.Работа над новым материалом.

Вводная беседа.

— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются. 

1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер. 

2)- Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.   

-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы») 

-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)

Библиографическая справка.(один из учащихся)

— О чем писал Паустовский? (о природе)

-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.  

Сообщение темы урока.

— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.   

«Подарок».

Игра «Юный толкователь»

— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.   

рогожа                                                        пурпур

бересклет                                                  чваниться 

не столкуешься                                       товарки  

язвительно                                               лесничий 

Первичное чтение.

Творческое задание — фантазирование. 

Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой? 

Вопросы после чтения. 

— Какой подарок принес Ваня писателю?

— Удалось сохранить память о лете всю зиму? 

Работа над содержанием.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?  

-О чем говорится в первой части? 

Чтение первой части.  

-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение) 

-О чем повествует вторая часть?

-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?

Чтение про себя второй части.  

-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование) 

-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует? 

-Что происходит с березой в комнате? 

-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?  

Жужжащее чтение третьей части.

-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему? 

-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)  

Игра «Голова-хвост».  

-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

4.Итог урока. 

-Какой корень у слова подарок?

-Что такое подарок? Какой должен быть подарок? 

-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации) 

5.Оценка знаний.

6.Домашнее задание.

Составить план, подготовить пересказ.

Константин Паустовский Подарок главная мысль

Он обладал качествами душевными углубленными родными писатель старается передать своему читателю чтобы тот понял насколько важно единство с природой

Мой родной Дом. Это то место которое меня греет и снаружи и внутри моего сердца.Родной дом это твоя Родина. Которому ты верен, и честен. Люби и цени кто в нем живет.Родной дом это то место где ты можешь быть самим собой, где не кто не скажет тебе плохого слова, там живет твой родной человек без которого мы не можем жить Мама. Дом там где ты все видешь хорошее и плохое, там где тебе не посоветуют дурного. Люби свое родное место и не придавай его.  

Ця притча про те що треба шанувати батьків бо вони завжди допоможуть у скрутну хвилину

Правильный ответ: Г (в тростнике)

Сельский учитель становится постояльцем Матрёны,постепенно узнавая её судьбу,он ошеломлён особой миссией Матрёны,которую до него никто не замечал. Всю жизнь Матрёна помогает другим,не отказывая в помощи никому.
    Работая в колхозе,делая самую тяжелую работу для других,Мартёна ничего не просит для себя.На таких простых труженицах держится вся страна,но отношение к ним неоднозначное,люди не понимают бескорыстия и доброты Матрёны.
   Её сёстры недовольны решением в пользу Киры,а соседи завидуют мизерной пенсии Мартёны,которую она сумела получить благодаря помощи Игнатича.  Погибает Матрёна и сын Фаддея.Трагический конец ужасен,родственники
начинают делить наследство,Фаддей не приходит на похороны,односельчане не по-доброму поминают ту,кто всю жизнь им помогала.
  Горем убита лишь одна приёмная дочь Кира,для неё это невосполнимая потеря.Никто ,кроме Киры и рассказчика,не заметили,что потеряли «праведника,без которого не стоит село».
   Матрёна-это воплощение моральных и духовных  христианских ценностей,на которых держится земля русская.

Открытый урок литературного чтения. К.Г.Паустовский «Подарок» | Уроки по Русской литературе

Открытый урок литературного чтения. К.Г.Паустовский «Подарок»